ШОС – КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ СОВРЕМЕННОГО МИРОПОРЯДКА

Россия готовится принять саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), который пройдет этим летом в Уфе. Есть много шансов за то, что там будет дан старт приему новых стран в организацию.

В Кремле рассчитывают, что саммит ШОС подтвердит способность организации гибко реагировать на меняющиеся реалии, станет важным этапом в реализации зафиксированного в ее основополагающих документах принципа открытости.
ШОС — постоянно действующая межправительственная международная организация, на встрече глав государств в Шанхае 15 июня 2001 года. На сегодняшний день членами ШОС являются Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Статус наблюдателей предоставлен Монголии, Индии, Ирану, Пакистану и Афганистану. На этот статус претендуют Шри-Ланка и Армения. Статус «партнера по диалогу» ШОС имеют Белоруссия, Шри-Ланка и Турция.
В сентябре 2014 года Пакистан и Индия подали официальные заявки на вступление в ШОС, Иран также претендует на полноправное членство в Организации. Собственно говоря, на уфимском саммите вопрос иранского членства в ШОС станет, по всей видимости, одним из ключевых. Во всяком случае, Россия выступает за принятие политического решения по этому вопросу.
Формальное рассмотрение заявки Ирана было приостановлено из-за того, что тот находился под санкциями СБ ООН. Но как только будет зафиксирована договоренность по иранской ядерной программе, каких-либо препятствий для вступления Ирана в ШОС не останется. Организация приветствует стремление Ирана, находящегося в статусе страны-наблюдателя, активизировать взаимодействие с ней, заявил в интервью РИА Новости генеральный секретарь ШОС Дмитрий Мезенцев. По его словам, «нужно быть реалистами — понятно, что прогресс в такой сложной проблеме не может быть быстрым. Тем не менее, мы надеемся, что в обозримом будущем будут достигнуты серьезные результаты».
О привлекательности ШОС можно судить по одному факту: пакет заявок желающих присоединиться в той или иной форме составляет 12 или 13 стран. Будучи этой весной с официальным визитом в Китае президент России Владимир Путин высоко оценил перспективы ШОС: организацию ожидает очень хорошее, очень серьезное будущее. Поскольку они объединяют страны, работающие на основе равноправия и уважения интересов друг друга.
По мнению главы российского государства, ШОС набирает обороты, становится все более и более авторитетной международной структурой, которая вносит существенный и очень заметный вклад в стабилизацию ситуации в огромном регионе мира.
К примеру, речь идет о том, что НАТО, выводящая из Афганистана свои войска, намерена переложить на Шанхайскую организацию сотрудничества обязанность поддерживать безопасность в Центральной Азии. Об этом заявил в апреле директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов. По его словам, в случае негативного развития ситуации это заведомо снизит имиджевые и репутационные риски западных государств и не нанесет тем самым ущерба их политическим позициям на международной арене. При этом Афганистан и граничащие с ним страны вынуждены будут столкнуться с множеством проблем, которые за последнее десятилетие лишь усугублялись — среди них степенью своей опасности выделяется незаконный оборот наркотиков.
Афганистан сейчас вообще стал большой «головной болью» для своих соседей. Нерешенность афганского вопроса на протяжении стольких лет — это не просто возможность активизироваться силам экстремизма, сепаратизма, терроризма, незаконного оборота наркотиков и оружия, организованной преступности. Это ведь еще условия, в которых подрастает новое поколение. Оно воспитывается в условиях системы нестабильности и военных действий.
Кроме того, большой проблемой стала социальная деградация страны. Десятки тысяч афганцев лишены нормальных, стабильных условий жизни, возможности кормить свои семьи. И на этом тоже в определенной степени базируется поддержка экстремистских сил. И если сегодня мы видим системное, многократное увеличение наркопроизводства, то одна из причин этого —стремительное обнищание афганских граждан.

На Пекинском саммите 2012 года главы государств-членов ШОС подчеркнули, что мирное урегулирование в Афганистане возможно при центральной координирующей роли ООН. Позиция эта неизменная — страны ШОС выступают за решение афганского вопроса под афганским руководством и самими афганцами.

Как выразился Дмитрий Мезенцев, афганский фактор существует. Делать вид, что его нет, — близоруко. Деятельность ШОС в политико-дипломатической сфере, предоставление Афганистану статуса наблюдателя в 2012 году, минуя статус партнера по диалогу, — это важнейший индикатор заинтересованности организации в мирном решении афганского вопроса.
Не следует думать, что ШОС претендует на роль «восточного НАТО». Это далеко не так. Базовый документ организации — Хартия ШОС — предусматривает, что приоритетом взаимодействия сторон в обеспечении региональной стабильности и безопасности будет сотрудничество с использованием инструментария политико-дипломатических мер. В своей нынешней конфигурации ШОС представляет собой типично оборонительную организацию, ориентированную, прежде всего, на решение региональных задач. ШОС — это, скорее, инструмент согласования геостратегических интересов России, Китая и стран Средней Азии. Что же касается политического веса этой организации, то наличие в ШОС двух ядерных держав говорит само за себя.
Согласно своему уставу ШОС не ставит перед собой каких-либо агрессивных или экспансионистских целей. Напротив, одна из главных задач организации — поддержание внутренней стабильности, реальной угрозой для которой является терроризм, сепаратизм и экстремизм. То есть противопоставление ШОС и НАТО — это явное заблуждение. 
Однако ШОС способна играть существенную роль в подержании мира и стабильности в одном из самых взрывоопасных регионов мира. Сотрудничество наиболее крупных государств Азии в противодействии терроризму, урегулировании региональных конфликтов, борьбе с криминалом, в том числе наркоторговлей, — не только возможно, но и необходимо. Пока в ШОС вошли государства, взаимный уровень доверия которых позволяет решать эти и другие задачи. В будущем по общему согласию участников круг стран может быть расширен. Залог успеха здесь — доверие. Именно на этой основе и строится деятельность ШОС.
Говоря о широком спектре задач, стоящих перед ШОС, достаточно привести два примера. С одной стороны, государства-члены этой организации активизировали сотрудничество в сфере противодействия преступлениям в киберсфере, обеспечивая международную информационную безопасность. С другой стороны, сейчас они занимаются вопросом санитарно-эпидемиологического благополучия своего населения. Уделяется внимание распространению кори, ВИЧ, инфекций, передающихся через насекомых и животных, антропозаонозов и природно-очаговых болезней, геморрагических лихорадок, в частности Эбола. Отдельно поднимается проблемы чумы, так как на территории стран ШОС зарегистрировано 54 очага этой болезни. Организация сотрудничества по этому вопросу становится не только экономической, но и политической задачей. Иными словами, ШОС способна адекватно ответить на довольно широкий спектр вызовов современности, что несомненно повышает практическую ценность этого политического союза.
О готовности сотрудничать с ШОС заявил целый ряд стран и международных объединений, в том числе АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии). По мнению экспертов, перспективность развития сотрудничества между ШОС и АСЕАН, прежде всего, объясняется тем, что эти организации придерживаются единых позиций по многим региональным и глобальным проблемам.
Подписанный в апреле 2005 года в Джакарте (Республика Индонезия) Меморандум о взаимопонимании между секретариатами ШОС и АСЕАН определил основные направления сотрудничества и взаимодействия двух международных организаций. Согласно этому документу, приоритетными сферами взаимодействия стали борьба с терроризмом и транснациональной преступностью, контрабандой наркотических средств и оружия, отмыванием денег и незаконной миграцией. Стороны договорились о сотрудничестве в таких сферах, как экономика и финансы, туризм, охрана окружающей среды и использование природных ресурсов, а также по вопросам энергетики, в особенности гидроэнергетики и биотоплива. 
Следует отметить, что одним из ключевых направлений взаимодействия ШОС-АСЕАН является сотрудничество в области обеспечения региональной безопасности. Как известно, АСЕАН выступает в качестве эффективного механизма обсуждения и решения вопросов по борьбе с современными вызовами и угрозами в Юго-Восточной Азии. В свою очередь ШОС имеет большое значение для строительства системы коллективной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Наряду с другими интеграционными объединениями, ШОС рассматривается в качестве важного звена в системе многостороннего сотрудничества.
Многостороннее сотрудничество и коллективная безопасность – вот, пожалуй, тот фундамент, на котором ШОС активно строит региональную повестку дня. Этим подход стран-участников организации в корне отличается от подхода Соединенных Штатов Америки. Вообще, в современном мире есть две реально работающие концепции миропорядка. Первая — это концепция глобального доминирования, которую США уже воплотили в свою реальную политику, в стратегию национальной безопасности. А вторая — это концепция построения многополярного мира, сохранения права каждого народа развивать свою уникальную цивилизацию. ШОС придерживается именно второй концепции.
Как представляется, это весьма рациональный выбор. Поскольку американская альтернатива уже явила миру свою деструктивную суть. Как следствие, центр мировой экономики и геополитики начал смещаться с запада на восток. Превратившись из регионального игрока в паназиатскую структуру, ШОС может стать одним из ключевых элементов современной системы международных отношений.