Глобальное потепление «зароет» Суэцкий канал в интересах России

The Washington Post опубликовала статью, в которой сообщила, что по мере наступления глобального потепления Северный морской путь может стать для России собственным «Суэцким каналом».

По словам газеты, если это случится, Россия будет иметь контроль над стратегическим торговым маршрутом, а также получать прибыль за навигацию и работу ледоколов. Главным преимуществом СМП по сравнению с южным маршрутом является существенно (в полтора раза) меньшее время, которое требуется на его прохождение – 23 дня.

Следует признать, что сенсация от The Washington Post явно раздутая, поскольку говорить о реальной конкуренции Суэцкому каналу со стороны Севморпути пока даже близко не приходится.

Для иллюстрации разрыва крайне наглядны показатели прошлого года, когда объем транзитных перевозок по Севморпути составил рекордные 194 тысяч тонн. При этом через Суэцкий канал по итогам 2017 года прошло транзитом 1,041 миллиардов тонн грузов, что более чем в 5 тысяч раз больше, чем по северному маршруту. Всего в прошлом году по Севморпути прошло 29 транзитных рейсов (включая десять рейсов в балласте). При этом число судов, прошедших за тот же период Суэцкий канал, составляет 17,5 тысяч.

В то же время потепление действительно идет, и возможности навигации по Севморпути неуклонно расширяются. Этим летом на отдельных участках там температура воздуха днем достигала откровенно аномальных 30 градусов Цельсия.

В результате, хотя СМП используется преимущественно для внутренних перевозок, транспортные компании все более внимательно присматриваются к его транзитным возможностям.

Прямо в данный момент по СМП движется первое судно Maersk Line, крупнейшей в мире компании контейнерных перевозок. Контейнеровоз Venta Maersk является новейшим и обладает укрепленным корпусом специально для прохода в северных широтах. На борту судна находятся российские навигационные специалисты, которые осуществляют непосредственную поддержку в процессе данного перехода.

Данный рейс является для Maersk Line пробным и должен послужить для оценки рентабельности. Кстати, помимо скорости прохождения компания в качестве преимуществ СМП отмечает такие факторы, как отсутствие ожидания для прохода по сравнению с Суэцким каналом и высокую степень безопасности по сравнению с проходом через Аденский залив.

Если Maersk Line только прикидывает возможности использования СМП, китайские транспортные компании уже проявляют куда большую активность. В частности, Сhina Ocean Shipping (Group) Company — COSCO, которая является одним из конкурентов Maersk Line уже осуществила более десятка рейсов по данному маршруту и планирует его дальнейшее развитие.

Таким образом, складывается забавная ситуация.

С одной стороны, объективной угрозы положению Суэца как главной мировой транзитной артерии нет не только в данный момент, но даже в среднесрочной перспективе. А с другой, мир не может не видеть, как интенсивно Россия вкладывается в развитие Севморпути.
И можно было бы отмахнуться и назвать это бессмысленными усилиями, чья окупаемость крайне сомнительна.

Вот только Россия все прочнее зарабатывает себе репутацию страны, обладающей «стратегическим талантом», то есть умеющей в настоящем разглядеть и развивать направления, которые дадут многократную отдачу только в будущем, причем временами достаточно отдаленном. А это в свою очередь начинает влиять на конкретные политические и бизнес-решения, принимаемые в мире уже сейчас.