Выборы как праздник: это логично, но сработать может не везде

Российская пресса муссирует слух о том, что Кремль решил превратить выборы президента в марте 2018 года в праздник для повышения явки. Якобы такую установку дала регионам администрация президента.

Конкретных советов, чтó именно делать на участках, в Кремле не давали, но схема и так ясна: «Это могут быть культурные, спортивные мероприятия, ярмарки», — поясняет один из близких к администрации президента собеседников РБК. Набор праздничных мероприятий очевиден — выступления творческих коллективов, продажа еды и товаров.

В этой связи издания вспоминают, что о необходимости превращения выборов в праздник и способах привлечения избирателей на участки говорилось и на кремлевском семинаре для вице-губернаторов по внутренней политике и заместителей полпредов президента по внутренней политике, который проходил в Подмосковье с 29 ноября по 2 декабря.

По словам источника того же РБК, присутствующим приводили примеры того, как можно привлечь граждан на избирательные участки: проводить в день голосования опросы, касающиеся тех или иных аспектов жизни в конкретном населенном пункте, отношения к школьным правилам и т.д. Речь шла не о референдумах как таковых, а, скорее, об их подобии, когда власти выясняют мнение граждан, но юридической силы результаты «плебисцита» не имеют.

Также было предложение организовывать на избирательных участках комнаты для детей, чтобы создать дополнительные удобства их родителям. В качестве примера праздничной организации дня голосования участникам семинара даже продемонстрировали фото избирательного участка, обвешанного воздушными шариками.

Для федерального центра важно, чтобы явка была реальной: не должно быть административного привода избирателей на участки; также никакие внутренние документы, касающиеся выборов, не должны утечь в соцсети и Интернет, пояснил один из участников мероприятия РБК. Год назад на семинаре для вице-губернаторов по внутренней политике Сергей Кириенко говорил о победе «основного кандидата при очень высокой явке — 70%» и с результатом 70%.

По словам экспертов, регионы традиционно практикуют те или иные форматы «развлечений» на избирательных участках, но если на этот раз задачу поставил Кремль, значит, праздники должны быть особенно яркими.

Профессор Высшей школы экономики, политолог Олег Матвейчев отмечает, что выборы с советских времен всегда старались обставить подобным образом. Так что, в нынешнем предложении нет ничего такого, что не было бы укоренено в народной традиции, которой скоро сто лет.

Более того, политолог считает, что это запрос населения. «Я неоднократно проводил социологические исследования. И в количественном опросе, и во время фокус-групп, большинство людей, которые не ходят на выборы или изредка ходят на выборы, говорили в 90 процентах случаев, что им нужен праздник, чтобы пойти на выборы. Люди привыкли к тому, что в прежние, советские времена на выборах был праздник: было здорово, весело, на участки шли с детьми, всей семьей; они знали, что купят что-то вкусное или что-то интересное, какие-то товары, смогут кого-то интересного увидеть. И многие жаловались, что сейчас выборы превратились в скучную бюрократическую необходимость без всякого интереса», – говорит эксперт.

В общем, получается, что подавляющее большинство граждан хочет праздника. Поэтому задумка АП является, по сути, примером прямой демократии.

Кстати говоря, Матвейчев считает вполне логичным, что федеральный центр устранился от конкретных рекомендаций: в Якутии и на Кавказе, к примеру, видят праздник по-разному. И было бы странно навязывать всем единые стандарты. Везде своя специфика, и, конечно, у всех разные возможности: есть регионы побогаче, другие победнее. И все подойдут к решению этого вопроса, исходя из своих традиций и сил.

В целом, установки АП ориентированы, в первую очередь, на города и поселки, где нет никаких развлечений и люди в их однообразной повседневной жизни рады любому празднику. Как отмечают эксперты, у примерно двух третей населения России довольно бедная и однообразная жизнь. Так что, идея превратить выборы президента в красочный праздник вполне логична. Другое дело, добавляют эксперты, что, как показывает опыт, серьезной прибавки явки это не дает.

Еще один замысел, который, судя по публикациям в прессе, имеет реальные основы для реализации – использование для повышения явки возможностей российского бизнеса.

Директор по исследованиям Фонда ИСЭПИ Александр Пожалов, к примеру, допускает такой вариант развития событий: «Агитировать за явку на участки, возможно, будут крупные сетевые структуры, у которых есть много клиентов-физлиц, — банки, ритейлеры, сотовые операторы. Задача — не убедить избирателей голосовать за Владимира Путина, а поддержать интерес к выборам как таковым».

При этом «Единая Россия», заявившая о полной поддержке кандидата Путина и обладающая необходимым административным ресурсом, не ставит целей по показателям явки на президентских выборах 2018 года, но рассчитывает на «партийную мобилизацию». И.о. секретаря Генсовета единороссов Андрей Турчак сказал по этому поводу следующее: «Нас два миллиона. Партийная организация всегда работала, она будет работать и на мартовской кампании. Мы просто задействуем свою сеть, и не более того».

Ранее Турчак уже заявлял, что «Единая Россия» примет активное участие в президентской избирательной кампании Владимира Путина. Председатель «Единой России», премьер-министр РФ Дмитрий Медведев также заявлял, что «Единая Россия» поддержит Путина вне зависимости от того, как действующий президент выдвинет свою кандидатуру: от «Единой России» или как самовыдвиженец.

В общем, идея привнесения праздника в контекст выборов вполне жизнеспособна, с точки зрения повышения явки, хотя и не везде она может сработать. Но даже при некоторых оговорках эта концепция, несомненно, соответствует другой важной установке: выборы должны стать прозрачными, чистыми и абсолютно легитимными, защищенными от критики оппонентов, которым сложно будет винить в своих неудачах праздничный буфет или духовой оркестр.