Дебаты как инструмент саморекламы

За три недели до 18 марта в России стартовал период предвыборных дебатов. Кандидатам предстоит ежедневно полемизировать в эфире телеканалов и радиостанций, чтобы привлечь избирателей на свою сторону, и в режиме ограниченного времени представить тезисы своих программ.

Поскольку действующий глава государства Владимир Путин, баллотирующийся на новый срок как самовыдвиженец, отказался от участия в дебатах, телезрители будут наблюдать за полемикой семи кандидатов: Сергея Бабурина (партия «Российский общенародный союз»), Павла Грудинина (КПРФ), Владимира Жириновского (ЛДПР), Ксении Собчак («Гражданская инициатива»), Максима Сурайкина («Коммунисты России»), Бориса Титова (Партия роста) и Григория Явлинского («Яблоко»).

При этом, судя по всему, особого интереса в обществе эти дебаты не вызывают. Имена лишь четырех из восьми претендентов на главный государственный пост смогли назвать более половины респондентов Всероссийского центра изучения общественного мнения. Это Владимир Путин (82%), Ксения Собчак (60%), Владимир Жириновский (60%) и Павел Грудинин (55%).

Согласно данным исследования, «об участии Григория Явлинского в выборах знает 37%, Бориса Титова — 17%». О том, что Центризбирком допустил также к выборам лидера партии «Российский общенародный союз» Сергея Бабурина, в курсе 8% респондентов, главу «Коммунистов России» Максима Сурайкина — 6%.

В этой связи эксперты задаются вопросом о роли дебатов в саморекламе кандидатов, в повышении их узнаваемости. Политолог Аббас Галлямов в коротком комментарии Политаналитике скептически высказался на этот счет:

– Отсутствие главного кандидата, неудобное время, неинтересный формат (когда вместо индивидуального столкновения кандидатов зрители увидят некий коллективный «круглый стол»): всё это в совокупности делает дебаты малоэффективным инструментом кампании.

Аудитория будет минимальной, и повлиять на судьбу выборов с помощью таких дебатов не получится. Единственное, что можно в этой ситуации сделать кандидатам, — это сформулировать, наконец, месседжи своих кампаний, вызубрить их наизусть и повторять в эфире как можно чаще. Тогда есть надежда, что время не будет потрачено впустую и хоть какое-то количество голосов по итогам таких дебатов они все-таки приобретут.

Политолог Ростислав Туровский в интервью нашему порталу отметил, что все кандидаты, которые намерены участвовать в дебатах, могут использовать их в своих интересах, но каждый – по-своему:

– Дебаты нужны кандидатам с самыми низкими рейтингами, с наименьшей известностью, поскольку дебаты для них – это, в сущности, важнейшая площадка, на которой они могут заявить о себе. И с этой точки зрения, такие кандидаты, как Бабурин, Сурайкин, Титов, могли бы воспользоваться дебатами как площадкой для формулирования своих тезисов с учетом необходимости их дальнейшего распространения по различным информационным каналам.

Все-таки дебаты смотрят мало людей, они важны для того, чтобы выступить с программными тезисами, но обязательно организовать дальнейшее распространение, иначе это окажется бессмысленным.

Другой срез дебатов — это возможность яркой полемики. В этой связи, наверное, наиболее интересными станут дебаты с участием Грудинина. Кандидат от КПРФ имеет возможность как можно лучше и яснее сформулировать свою предвыборную платформу (учитывая, что его высказывания вызывают много споров и противоречивых трактовок). Для него это шанс внести больше ясности в свою избирательную кампанию.

И с другой стороны, можно ожидать, что целый ряд кандидатов будет использовать дебаты не только для продвижения самих себя, но и для критики Грудинина. Думаю, что она может быть весьма острой: и, с этой точки зрения, Жириновский, Бабурин и Сурайкин — наиболее опасные для Грудинина оппоненты.

Для Собчак это тоже важная площадка, учитывая, что у нее как раз получше ситуация с пиаром ее избирательной кампании. По крайней мере, есть более-менее понятные способы распространения ее месседжей. То, с чем она будет выступать на дебатах, будет важно, скорее, не для полемики с другими кандидатами, а для продвижения ее тезисов по информационным каналам. В то же время вполне возможно, что Собчак вступит в полемику с Явлинским, поскольку у этих кандидатов совпадающие электоральные базы.

Дебаты могут стать еще менее привлекательными, если участников предвыборной гонки будут представлять их доверенные лица. 

Пока, по данным ТАСС, только лидер ЛДПР Владимир Жириновский лично принял участие в первых дебатах на радиостанции «Радио России».

Согласно результатам жеребьевки, в первых предвыборных дебатах на «Радио России» должны были принимать участие Жириновский, Павел Грудинин (КПРФ), Ксения Собчак («Гражданская инициатива») и Борис Титов (Партия роста).

На дискуссию пришел только Жириновский. Грудинина представляла Нина Останина, Собчак — юрист, профессор НИУ ВШЭ Елена Лукьянова, Титова — Сергей Демин.

По закону, доверенное лицо может участвовать в дебатах на федеральных телевизионных и радиоканалах только в случае болезни кандидата или выполнения им своих служебных обязанностей.