Антирейтинг Собчак: запрограммированный максимум

Антирейтинг кандидата в президенты Ксении Собчак вырос на 10 процентных пунктов за два месяца ведения кампании. Об этом сообщил гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров. В октябре за Собчак никогда бы не стали голосовать на выборах 79,3% россиян, в январе – 89,8%. «Таковы результаты кампании за два месяца», – добавил Федоров.

Социолог отметил, что антирейтинг Собчак в два раза обгоняет антирейтинг лидера ЛДПР Владимира Жириновского – 44,6%. За основателя «Яблока» Григория Явлинского не будут голосовать 44,8%, его антирейтинг с октября вырос на 14 процентных пунктов. Антирейтинг лидера Партии Роста Бориса Титова за три месяца вырос с 14,8 до 28,9%. За выдвиженца КПРФ Павла Грудинина не стали бы голосовать 28,2% опрошенных.

Руководитель политической экспертной группы, политтехнолог Константин Калачёв в интервью Политаналитике заметил, что Ксения Собчак с самого начала осознавала: ее личность будет вызывать отторжение у большинства россиян:

– Сейчас Собчак претендует на то, чтобы быть нишевым политиком, и антирейтинг 90% не является препятствием для того, чтобы получить, как она считает, от 3% и выше, что позволило бы ей создать новую партию. Я с самого начала ее сообщения о выдвижении был настроен скептически и думаю, что ее потолок – 1,5%.

Ясно, что отрицательная известность связана с ее недавним прошлым, и изменить что-либо в ходе кампании вряд ли возможно. Гипотетически можно ждать движение антирейтинга для повышения рейтинга, но пройдут годы, и к нынешней компании это отношения не имеет.

Всё ясно и в отношении Жириновского. Он всегда был политиком, в отношении которого мнения складывались поляризованные. У него есть свои избиратели. Как правило, это мужчины со средним образованием от 40 лет и выше или с образованием ниже среднего. Но отличие ситуации Жириновского от ситуации Собчак в том, что у него есть свой электорат, а у Собчак его нет, и появится ли – большой вопрос, на который можно будет дать ответ после 18 марта. И у Жириновского высокий антирейтинг, что не мешает ему, опираясь на электоральное ядро, получать политические результаты.

Политолог Антон Хащенко в комментарии нашему порталу обращает внимание на то, что главным раздражителем этой кампании впервые становится не Жириновский, а Собчак:

— Антирейтинг Собчак с того момента, как она заявила о своем выдвижении, только рос. Всё, что она делала в рамках своей кампании, не прибавило ей популярности, а наоборот.

Рост антирейтинга свидетельствует о том, что Собчак, как минимум, что-то делает не так. Понятно, что россиянам не нравятся политики, которые поддерживают антироссийскую риторику Запада. Собчак полностью соответствует этому типажу. Россиянам явно не нравятся люди, которые начинают инсинуации с Крымом и Украиной. А это краеугольные камни кампании Собчак.

Падение антирейтинга Жириновского как раз связано с тем, что в кампании появился другой раздражитель. Внимание людей, с точки зрения тотального недоверия политику, переключилось на Собчак. И уже во вторую очередь это связано с действиями самого Жириновского. Что ни говори, а на фоне Собчак Жириновский смотрится уже не так экзотично.