«Смерть Сталина» как театр абсурда российской жизни

Обзор прессы 26 января 

Российская пресса разом включилась в скандал с абсурдистской комедией «Смерть Сталина», прокат которой в отечественных кинотеатрах запрещен Минкультом. Снятый британским режиссером Армандо Ианнуччи фильм рассказывает о борьбе за власть после смерти советского вождя. Прокатное удостоверение на «Смерть Сталина» отозвано: такое удостоверение действует как разрешение на показ фильма в кинотеатрах, сообщают «Ведомости».

Смотреть фильм тяжело, но запрещать его нельзя, потому что так всё и было, – такими словами охарактеризовали «Смерть Сталина» первые зрители картины, с которыми побеседовал «Коммерсантъ».

Минкульт от обороны перешел к наступлению, отмечает «Новая газета». В век DVD, торрентов, Game of Thrones и пиратских сайтов он взвалил на себя непосильную ношу — кормить широкие народные массы исключительно патриотическим кино о великих победах отечественного над иностранным. На очереди, видимо, эпос об изобличении вредителей в колхозах и сериал про бескомпромиссную борьбу опричников Ивана Грозного с иноагентами, иронизирует издание.

«Лента.Ru» напоминает читателям, к чему может привести излишнее стремление к идеологическим запретам, и объясняет, почему на советское прошлое молиться не стоит. Личные пристрастия политических деятелей, конъюнктура, корыстные интересы – целая совокупность причин создает неутешительную повестку дня, по сути, являя желание государства тотально контролировать рынок киноиндустрии, считает «Независимая газета».

«Ведомости» пишут, что министр Мединский назвал «Смерть Сталина» оскорбительной насмешкой над советским прошлым и, «самое противное, над жертвами сталинизма». В письме об отзыве прокатного удостоверения чиновники Минкультуры сослались на пункт правил, согласно которому прокат фильма может быть прекращен, если в нем выявлена информация, запрещенная к распространению в России. Что именно за запрещенная информация выявлена в «Смерти Сталина» и почему она не была выявлена чиновниками раньше, до выдачи удостоверения, в письме не указано.

Вместе с тем, столичный кинотеатр «Пионер» рискнул на свой страх и риск показать фильм широкой публике. «Ведомости» напоминают, что показ фильма без прокатного удостоверения грозит кинотеатру административным штрафом в 50 000 — 100 000 руб.. Повторное нарушение такого типа влечет штраф в 100 000 — 200 000 руб. или приостановку работы кинотеатра на срок до 90 дней.

Министерство культуры заявило, что проверит сообщения СМИ о факте показа кинофильма без прокатного удостоверения, и «в отношении кинотеатра будет возбуждено дело об административном правонарушении».

Обозреватель «Коммерсанта» был в числе тех москвичей, которые первыми посмотрели скандальную картину. От самого фильма зрители ждали какой-то буффонады, фарса, насмешки, предельной сатиры, но на самом деле это трагикомедия.

После сеанса женщина 83 лет, видевшая лично похороны Сталина, сказала: смотреть фильм тяжело, но запрещать его было нельзя, потому что так всё и было; и молодцы, что сняли фильм, потому что это очень тонкая комедия, это абсурд, но такой, как в жизни. Там абсурд и смех над ситуациями, это как анекдоты про Сталина: ты понимаешь, что это черный юмор, что на самом деле смеяться над расстрелами как-то странно, но это смех, чтобы победить страх. И зрители смеялись в таких местах. Но в то же время было понятно, что у людей слезы на глаза наворачиваются.

Это смотреть смешно, страшно и даже стыдно, потому что, к сожалению, не мы сняли этот фильм, заключает обозреватель «Коммерсанта«.

«Лента.Ru» напоминает, что фильм «Смерть Сталина» основан на французском комиксе La Mort de Staline, который пока никому не пришло в голову запретить. Авторы рассказывают о деяниях советской верхушки: персонажи представлены в слегка гиперболизированной графической манере, не особенно приятными, но вполне живыми людьми.

Комикс разделен на два тома: первый, «Агония», застает генералиссимуса на смертном одре; действие второго, «Похороны», разворачивается после объявления смерти вождя. Сталин умирает, и главные герои — Берия, Хрущев, Маленков — принимаются делить власть. Собственно, в духе комикса и снята картина Ианнуччи, — во многом следуя абсурдистской манере художника Тьери Робена и автора новеллы Фабьена Нури. Герои выглядят смешно в силу того, что они не реальные исторические фигуры, а персонажи вымышленной истории.

Одним из поводов для критики стало мнение, будто маршал Жуков представлен «воинствующим клоуном». Его воинственность (если говорить о комиксе), заключается в том, что по сюжету он отказался от поста министра обороны, не стал участвовать в дрязгах и напрямую заявил о необходимости исправления ошибок Сталина, наказания виновных в незаконных арестах и расстрелах, а в конце — поддержал «свержение» Берии. Как ни странно, он — единственный, кто не выглядит в новелле клоуном, так что, видимо, сюжет возмутил экспертов чем-то другим.

«Он был богом, мистическим и всемогущим», — говорят про Сталина Берия и Молотов. И такого же мнения, вероятно, придерживаются те, кто так яростно требовал не допускать проката фильма. Фильм «унижает советского человека», это «беспомощный, злобный, лживый, образчик идеологической борьбы», цитирует «Лента.Ru» оппонентов картины и задается вопросом, какой на дворе год. Повинуясь запретам на произведения искусства, какими бы художественными достоинствами или недостатками они ни обладали, мы загоняем себя в новое рабство, где разруха в головах станет необратимой, констатирует издание.

«Независимая газета» считает, что российскому электорату чужда черная сатира Запада: если в комедии советский вождь в последние минуты жизни лежит в луже мочи, быть может, это запланированная провокация, политтехнологическая операция?

Наше общество, пишет газета, до сих пор болезненно относится к своему прошлому, тем более к его «залакированным» периодам – времени Великой Отечественной войны. Отдает почести диктаторам, годами гася дискуссии о ликвидации Мавзолея Ленина на Красной площади. Активизация сталинистских настроений – для многих память о вожде жива – наложилась, кроме прочего, на предвыборный период. Злободневную политическую сатиру побоялись пускать в народ в разгар предвыборной кампании, когда всё должно идти безупречно, в том числе празднование 75-летия Сталинградской битвы.

Зрителя на государственном уровне лишают выбора и не оставляют возможности посмотреть критически не только на конкретный кинопродукт, но и на историю страны в целом, заключает НГ.

«Новая газета» предполагает, что крестовый поход Мединского может закончиться только одним: разорением частных кинотеатров. И дело не только в том, что 100% патриотических фильмов будет снято с той же целью, с какой в России происходит 100% патриотических действий, — с целью распила казенных денег. А в более фундаментальной проблеме. Во все века у всех народов, несмотря на все усилия государства, жрецов и казенной пропаганды, истории о государственниках-патриотах систематически уступали в востребованности историям об одиночках-бунтарях.