Неактивный Путин, растерянный Грудинин и сосредоточенные депутаты

Обзор прессы 22 февраля

На первых полосах российских СМИ – предвыборная президентская кампания.
«Московский комсомолец» напоминает, что до выборов остается меньше месяца, а кампания Владимира Путина после заявлений о его простуде фактически сошла на нет.

Эта ситуация разительно отличается от 2004 и 2012 годов, когда к концу февраля избирателям были известны основные тезисы программы главного кандидата, а сам он не вылезал из поездок по стране. Что случилось с Владимиром Путиным? Он не считает важной электоральную повестку, действительно заболел или просто устал? Газета вместе с политологами пытается разобраться, в чем дело.

Еженедельник «Профиль» напоминает, что на прошедшей неделе Кремль впервые за долгое время подтвердил корректировки графика президента из-за его плохого самочувствия. Однако это временное явление. Поездки по заводам и регулярное общение с рабочими – несомненная примета президентской кампании. Кремль выбрал проверенный формат, но ощущения, что Путин подпитывается энергетикой от такой аудитории, не возникает.

Центризбирком отверг жалобы кандидата в президенты Павла Грудинина на освещение его избирательной кампании, сообщает «Независимая газета». Коммунисты с этим не согласились, представив очередное медиа-исследование. По мнению экспертов, понижение рейтинга Грудинина наблюдается потому, что он вышел в поле широкого провластого электората. И, судя по всему, уже начал отбирать голоса у Владимира Путина. При этом, считают эксперты, волна компромата может и утопить Грудинина, и поднять его еще выше, а может – просто резко снизить явку.

Госдума проведет сегодня последнее заседание перед долгим перерывом: с 23 февраля по 18 марта депутаты разъедутся по регионам и в следующий раз соберутся только после выборов президента. Собеседники «Ведомостей» в аппаратах фракций и среди депутатов отмечают, что депутаты, естественно, будут заниматься агитацией на встречах в регионах, но большой перерыв в пленарных заседаниях делается, в том числе, для того, чтобы «не перебивать информационно» избирательную кампанию.

«Московский комсомолец» сравнивает нынешнюю и прошлые кампании Владимира Путина. Газета делает вывод, что прежде глава государства был не в пример активней, нежели сейчас. Доказательством этого тезиса служит, в частности, анализ новостных выпусков телеканалов. Несмотря на приближение дня голосования, избирательная кампания в освещении СМИ не просто стагнирует, но и угасает. Уже вторую неделю подряд телеканалы сокращают долю предвыборных блоков в новостных программах, при этом Владимир Путин на прошлой неделе появлялся только в 47% выпусков. На этой неделе деятельность президента освещалась еще более скудно из-за отсутствия публичных мероприятий.

Однако, по словам источников МК, президент скоро возобновит и поездки по регионам, и встречи с избирателями. Политолог Аббас Галлямов считает, что тактика Владимира Путина в этой кампании легко объяснима: «Он не решает задачу победить на этих выборах. Его главная задача — не наобещать слишком многого. Очевидно, что страну ждут сложные и болезненные реформы, в частности повышение пенсионного возраста… Говорить о них перед выборами глупо, говорить, что это неправда — значит обманывать людей. Поэтому идет такая вялотекущая кампания с опорой на лозунг “Сильный президент — сильная Россия”».

Ведущий эксперт «Центра политических технологий» Алексей Макаркин указывает, что и другие кандидаты особой активностью пока не отличаются. «Если бы они реально начали на что-то претендовать, возникла бы потребность в активизации кампании основного кандидата. А так, Грудинин занят своей нишей, Явлинский и Собчак конкурируют в рамках либеральной ниши, не выходя за ее пределы — их избиратели в любом случае не придут голосовать за Путина. Задача Жириновского аккумулировать протестный электорат», — рассуждает политолог, отмечая, что такая ситуация позволяет Путину «заниматься текущими проблемами, находящимися в компетенции президента».

Главный лозунг нынешней кампании Путина – меньше слов, больше дела. Таково мнение еженедельника «Профиль». В том, что Путин победит с серьезным отрывом от всех конкурентов, не сомневается никто. И если шесть лет назад у него был просто стабильный рейтинг (около 50%), то после присоединения Крыма показатель взлетел до 70% и опускался лишь на пару-тройку пунктов. У следующего по популярности кандидата – представителя КПРФ Павла Грудинина – лишь 6,9% потенциальных голосов избирателей. Казалось бы, зачем вообще при таких раскладах вести кампанию. Тем не менее, Путин работает в этом направлении.

При этом у него до сих пор нет программы, отмечает издание. «Насколько внутренне мотивирован Путин для проведения полноценной избирательной кампании в плане публичных мероприятий? По этому поводу были разные мнения. Будет ли создаваться эмоциональный фон или драматургия вокруг явки? Или Путин будет вести себя как кандидат, которому важен результат, а не как руководитель властной конструкции, все усилия которой брошены на явку?» – говорит глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.

По его словам, пока кампания не воспринимается как главное политическое событие года, и вопрос в том, готов ли Путин как-то повлиять на это, чтобы придать ей ощущение историчности и значимости. Время для этого еще есть.

Эксперты «Независимой газеты» полагают, что манипуляционная кампания, развязанная в СМИ против кандидата от КПРФ, связана с тем, что электорат Грудинина и Путина пересекается. Теоретически, если президент будет совершать ошибку за ошибкой, а Грудинин, наоборот, позитивно выглядеть, то он может отобрать у Путина все голоса, кроме ядерного электората – 45–50%, хотя, конечно, во второй тур всё равно не выйдет. Но поскольку с Грудининым работают, он не наберет больше 15–20%.

 

Депутаты Госдумы после сегодняшнего пленарного заседания отправляются в свои регионы, пишут «Ведомости». По закону они не имеют права агитировать за кандидатов на президентских выборах, но могут призывать прийти на избирательные участки.

С одной стороны, длинный перерыв позволяет не давать кандидатам думскую площадку, отмечает газета. Путин ею пользоваться не будет: пусть тогда не будет никто. С другой – не отменяется задача демонстрации депутатами каждым по отдельности и всей Думой вместе того, как они бились за явку и результат. Не факт, что эта битва принесет мощные результаты, но у каждого депутата будут примеры, которые они смогут предъявить как участие в этой борьбе. «Ибо понятно, что отцов у победы, скорее всего, будет немало – зачем в этой ситуации оставаться в стороне?» – иронизирует издание.

Один из собеседников в экспертном сообществе допускает, что депутаты не хотят отдать все лавры ожидаемой победы на выборах администрации президента.