Госдума открытая для блокчейна

Антон Хащенко

Россия, как и многие другие страны, стремится занять достойное место в мире цифровой экономики. Это главный вывод, который можно было сделать по итогам расширенного заседания Совета по законодательному обеспечению развития цифровой экономики при Председателе Госдумы.

К слову, создание весной этого года в инициативном порядке такого Совета в логике реализации послания главы государства Федеральному Собранию уже само по себе говорит о том внимании, которое уделяется данной теме руководством нижней палаты парламента. И этому есть понятное объяснение.

Технологический задел, который создан в передовых российских компаниях, позволяет смотреть в будущее с оптимизмом.

Однако не снимает с повестки ключевой вопрос – законодательного регулирования всех тех процессов, которые в силу новизны их характера для всех без исключения государств, как и отсутствия уже проторенных кем бы то ни было путей, заметно усложняют поставленную задачу.

Что должно являться предметом такого регулирования, а что трогать ни в коем случае не нужно?

Как избежать зарегулированности и при этом не только создать комфортные условия для развития цифрового бизнеса, но и защитить права граждан (на что отдельно обратил внимание спикер Госдумы Вячеслав Володин в ходе прошедшего заседания) – задачи нетривиальные.

Взять, к примеру, вопрос развития робототехники в связке с искусственным интеллектом. С одной стороны, это принесет очевидные плюсы. С другой, послужит причиной исчезновения многих привычных профессий и кардинального изменения рынка труда. По словам Володина, «правильно было бы предвидеть это и выходить на те решения, которые позволили бы моделировать ситуацию в будущем».

В этом смысле задачи, которые предстоит решать государству в ближайшем будущем, требуют системной, но аккуратной, совместной с представителями индустрии работы законодателей и  членов исполнительной власти. А также постоянной и максимальной погруженности в тему.

Блокчейн, криптовалюты, искусственный (машинный) интеллект, ICO и многое другое – явления сложные, а главное, новые для всего мира. Именно поэтому, к слову, нигде нет не только какого-то единого, но и четко сформулированного кем-либо на государственном или надгосударственном уровне подхода к этим аспектам цифрового будущего. По сути, каждая заинтересованная в этом страна сегодня ищет решения вслепую, во многом методом проб и ошибок. Причем, цена последних крайне высока. Достаточно одной неосторожной фразы в публичном поле, не говоря уже о принятии какого-то конкретного нормативного акта, чтобы тот или иной бизнес «свернулся» и покинул территорию государства, где видит для себя риски.

Профессиональный уровень принимающих решения не только должен быть высоким, но и постоянно расти – изменения происходят постоянно, знания вчерашнего дня могут стать недостаточными уже для дня завтрашнего.

И в этом смысле неслучайно и место, выбранное для проведения прошедшего заседания, – Корпоративный университет Сбербанка. Знаменитое «учиться, учиться и еще раз учиться» сегодня актуально, как никогда, и является необходимым условием лидерства в быстро меняющемся мире. И судя по выбранному формату, это хорошо понимают в нижней палате российского парламента.