Законопроект о контрсанкциях: люди не должны пострадать!

В Госдуме состоялось широкое обсуждение резонансного законопроекта о контрсанкциях.

Напомним, что ранее главы всех фракций и председатель Госдумы Вячеслав Володин внесли в нижнюю палату парламента законопроект об ответе на санкции США и других стран. Документ дает право правительству по решению президента вводить 16 различных ответных мер, в том числе запрещать или ограничивать ввоз сельскохозяйственной, алкогольной и табачной продукции, лекарственных препаратов из определенных стран, запрещать или ограничивать вывоз из России редкоземельных металлов, приостанавливать сотрудничество по атому, авиастроению и ракетным двигателям.

Нынешнее обсуждение – второе с момента инициации законопроекта. 20 апреля в нижней палате парламента прошли первые консультации с представителями делового и научного сообществ, а также институтов гражданского общества, с тем чтобы проанализировать возможные последствия контрсанкций для граждан и экономики России.

По итогам консультаций была создана рабочая группа по доработке законопроекта, которую возглавил первый зампред ГД Александр Жуков. Обсуждение продолжается в профильных комитетах. И вот сегодня свои замечания и предложения высказал думский Совет по законодательству.

Политтехнолог Дмитрий Фетисов уверен, что закон о контрсанкциях необходим, но он должен работать, а не быть фикцией и бить по своим же гражданам. Этому тезису депутаты очень четко следуют на практике:

– Напомню, что в первоначальной редакции документа установлен список из 16 ответных мер.

В частности, предлагается прекратить или приостановить сотрудничество РФ, российских юридических лиц в атомной и ракетно-двигательной отраслях с США и иными иностранными государствами, а также с организациями, в капитале которых прямо или косвенно есть более 25% американского капитала. Под запрет также могут подпасть американский алкоголь и табачные изделия, сельскохозяйственная продукция.

В список ответных мер входят ограничения на допуск технологического оборудования и программного обеспечения, происходящих из США, для обеспечения госнужд, запрет или ограничение на привлечение к трудовой деятельности в РФ граждан США и иных иностранных государств, в том числе в качестве высококвалифицированных специалистов. Предлагается, что Россия сможет производить товары без разрешения правообладателей в США и в поддерживающих их странах.

К сегодняшнему моменту законопроект перетерпел изменения в сторону универсализации. Дума обеспечивает законодательно возможность ответных санкций, а непосредственно решения о санкционных действиях и их конкретике принимают правительство и президент. Это позволит более оперативно совершать маневры в санкционной войне, которая объявлена нам.

Четко прописано, что меры противодействия по законопроекту не могут распространяться на жизненно необходимые товары, аналоги которых в России не производятся. Таким образом, окончательно учтен основной риск законопроекта. Так, в ходе его доработки решено уйти от необходимости запретить ввоз из США в РФ лекарств, аналоги которых существуют в России. Напомню, что ранее уполномоченный по правам человека  Татьяна Москалькова и председатель президентского Совета по правам человека Михаил Федотов выступали против такого запрета.

Из законопроекта о контрсанкциях исключены нормы, дающие право властям вводить запрет на работу иностранных специалистов. Дело не только в ущербе для экономики, хотя он очевиден: ведь изъятие из своей экономики высококвалифицированного специалиста ограничивало бы конкурентоспособность российской продукции.

Но здесь есть еще и социально-политическое измерение. Россия не воюет против американского или какого-либо другого народа. Контрсанкции применяются к правительствам и компаниям, которые поддерживают данные, недоброжелательные по отношению к нам действия. Но те иностранные ученые и менеджеры, которые работают в России, дружественно настроены к нам. Наказывать их за чужие ошибки было бы неправильно.

Наконец, законопроект будет дополнен нормой, позволяющей поддерживать предприятия и отрасли, попавшие под западные санкции.

Политолог Ростислав Туровский, в интервью Политаналитике отметил очень правильный формат принятия решений, которые вызывают дискуссию и большие споры в обществе:

— Я говорю о формате, который включает в себя обсуждение таких законопроектов на Совете по законотворчеству с участием не только депутатов Госдумы, но и членов Совета Федерации, представителей правительства, экспертного сообщества, гражданского общества. То есть тем самым обеспечивается необходимая дискуссия перед принятием решений. Но в таком случае само по себе решение уже является консенсусным для всех участников, общественных групп и делового сообщества.

И если говорить о конкретном законопроекте, то здесь, конечно, очень важен, подход, в соответствии с которым Россия стремиться минимизировать возможности ущерба для самой себя. Фактически принимается решение, прежде всего, на мой взгляд, имеющее политический характер. Но важен сам по себе факт принятия подобного ответного законопроекта и определение в нем в первую очередь рамочных условий функционирования самого атисанкционного механизма, в то время как все конкретные спорные вопросы, связанные с какими-то отдельными отраслями, теми или иными видами товаров, в законе не будут присутствовать.

Поэтому, повторюсь, принимается, в первую очередь, важное политическое решение, определяющее рамки антисанкицонного механизма и принципы его работы, в то время как в дальнейшем принятие конкретных решений относится уже к сфере компетенции президента и правительства нашей страны. И в этой логике, на мой взгляд, вполне гармоничным является обеспечение взаимодействия между ветвями власти, поскольку с одной стороны понятно, что парламент, как орган законотворческий, свое решение принимает, и его инициативная роль в этом процессе важна, она позволяет говорить о его субъектности. С другой стороны, распределение функционала также вполне очевидно, и очевидно, что решения по каким-то конкретным товарам и т.д. будут приниматься уже правительством после необходимой компетентной проработки, в том числе финансово-экономических последствий того или иного конкретного решения для отрасли и для предприятий.

У Думы здесь еще и важная социальная функция, поскольку закон должен четко регулировать те решения, которые принимаются, и наоборот: те решения, которые не должны быть приняты, чтобы это не вызвало негативных последствий для нашего общества в целом и отдельных социальных групп. В качестве примера можно привести решение о ввозе лекарств, аналогов которых нет в России.