Закон о контрсанкциях — в национальных интересах России

Госдума приняла закон «О мерах воздействия на недружественные действия США и иных иностранных государств».   

Авторами законопроекта стали спикер Госдумы Вячеслав Володин и главы фракций. Идею поддержали большинство депутатов. Все чтения состоялись в мае.

Документ позволяет вводить контрсанкции в ответ на недружественные шаги США и других стран. Меры могут применяться в отношении государств, организаций, находящихся под их юрисдикцией, а также должностных лиц и граждан.

В первоначальной редакции правительству предоставлялось право на 16 ответных мер. Ко второму чтению их осталось шесть. При этом законопроект разрешает вводить и иные ограничения — «в соответствии с решением президента, чтобы иметь возможность оперативно реагировать на меняющуюся обстановку».

Ко второй редакции из документа исключили упоминание конкретных отраслей, товаров и услуг. Контрсанкции не будут распространяться на жизненно необходимые товары, в том числе на лекарства. Также из проекта ушла норма, из-за которой под ограничения могли попасть практически все российские компании и банки с иностранным участием.

«Мы достигли договоренности, что никакие меры не будут приниматься кулуарно, а только в результате обсуждения с бизнесом, экспертным сообществом, Госдумой», – заявил первый зампред фракции «Единая Россия» Андрей Исаев (здесь и далее цитаты по «Интерфаксу»). 

Параллельно Госдума рассматривает законопроект об уголовной ответственности за соблюдение на территории России западных санкций. Он был принят в первом чтении, однако подвергся критике со стороны российского бизнеса. После этого депутаты решили дополнительно обсудить документ. 

Политолог Ростислав Туровский в комментарии Политаналитике отметил, что ускоренное принятие закона о контрсанкциях связано с политической необходимостью. А вот со вторым из упомянутых выше законопроектов ситуация несколько иная:

– Закон об уголовной ответственности  связан с поправками в УК, он вызывает определенные страхи и опасения со стороны предпринимательского сообщества. На мой взгляд, появилось слишком много различных домыслов по поводу того, что этот закон может быть использован в целях манипулирования.  Возникли опасения, что в процессе исполнения этого закона могут быть какие-то перегибы, которые не приведут к реализации той цели, которая заявлена в законе.

Наверное, существует необходимость свести к нулю подобные риски. Это требует схожих решений с теми, которые принимались в отношении первого законопроекта — о контрсанкциях.

То есть необходимо выработать  максимально прозрачный и понятный механизм реализации тех мер, которые предполагает этот закон. И минимизировать любые побочные эффекты и негативные последствия. Исходя из этого, должна произойти финальная доработка (как было с первым законопроектом), по итогам которой, вероятно, он будет рассматриваться и приниматься.