СРЕДНЯЯ СТОИМОСТЬ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ ДЛЯ ОДНОМАНДАТНИКОВ НА ВЫБОРАХ В ГОСДУМУ В 2016 ГОДУ

pa-opr9 (2).png

В экспертном сообществе нет единого мнения о том, в какую примерно сумму в среднем по стране могут обойтись выборы одного условного кандидата по одномандатному округу.

Портал “Политаналитика” провел на данную тему опрос среди федеральных политологов и политтехнологов, большая часть которых (46% респондентов) сошлись во мнении, что избирательная кампания обойдется кандидату-одномандатнику в сумму, варьирующуюся от 50 до 80 млн рублей. С такими цифрами согласен глава Политической экспертной группы Константин Калачев:

– Во-первых, люди, участвующие в выборах – это люди уже известные и раскрученные. В свою узнаваемость они вложились ранее. Во-вторых, если речь идет о кандидатах от ЕР, то стартовую известность кандидату создают праймериз. На праймериз кандидат не расходует средства. Если говорить о возможности мощного старта, возможности заработать узнаваемость и доверие, то праймериз – это прекрасная возможность для кандидата сэкономить деньги, приобрести умения и навыки, личностный ресурс.

Понятно, что некоторые преимущества даст и принадлежность к тому или иному партийному бренду. То есть, кандидатам от КПРФ, кандидатам от ЕР, как и кандидатам от ЛДПР принадлежность к бренду предоставляет некоторое количество бонусов. Я думаю, что когда кампании стартуют в округах, то и кандидаты, и партии, и региональные власти будут пытаться перевести все в договорное русло; способность договариваться и делиться будут играть даже более важную роль, чем ресурс финансов.

Крупный бизнес вкладываться в одномандатников и заниматься политикой не готов. Предыдущие уроки – политика отдельно, бизнес отдельно – усвоен. На выборы можно дать любые деньги, можно потрать 100, 150 и 200 миллионов. Будут кандидаты, чей бюджет будет значительно больше 100 миллионов рублей, будут и среди одномандатников такие, чьи бюджеты достигнут от 100 до 300 миллионов. Но лимит для большинства – это 50-80 миллионов. Это та сумма, которая позволяет рассчитывать на привлечение необходимого количества избирателей при условии стартовой известности.

В свою очередь, политолог Павел Данилин считает, что в среднем по России одномандатники вполне ограничатся еще меньшими расходами – в 30-50 млн рублей на кандидата:

– Главное условие участия нормальных, адекватных одномандатников в кампании, которые рассчитывают на победу – это то, что они должны быть более-менее известные игроки в регионе. Не бывает так, что корабль приплывает с кандидатом, который “пыжиковую шапку уворовал”, и его просто вот избирают за копейки. Если кандидат известен в регионе, у него накопились связи, сетка, он может использовать друзей, знакомых, автомобили и т.д. Все ему будет доставаться в несколько раз дешевле, чем тому кандидату, который приходит из неоткуда, или который вообще не имеет никакой известности. И поэтому расчеты по поводу 100 млн рублей, или 200 млн рублей, это все делается для таких бонз, которые приехали из Москвы и сказали “сделайте мне так, чтобы было красиво”. Но при этом гарантия, что они не изберутся, составляет примерно 75%.

Изберутся люди, которые работают на местах, которых на местах знают. Конечно, если у тебя в кармане немеряно денег, могут тебя избрать, но в реальности тратить деньги на заведомо проигрышную компанию мало кто будет.

Стоимость избирательной кампании кандидата в одномандатном округе способна превысить сумму в 100 млн рублей, предположил в комментарии для “Политаналитики” глава компании "Минченко консалтинг" Евгений Минченко:

– Округа большие, 500 тысяч избирателей. Необходимо потратиться на достаточно большой объем исследовательских, организационных работ. Реклама, медиа, команда, консультанты – это все не бесплатно. И когда сегодня отдельные кандидаты говорят, что “мы в 200-300 тысяч рублей уложимся” – это отвратительное фарисейство. За 200-300 тысяч даже в гордуму не проберешься.

Понятно, что кампанию удешевляет наличие раскрученного кандидата с высокой известностью, с долгой электоральной историей. Но таких у нас единицы, особенно учитывая тот факт, что у нас последний раз выборы по одномандатным округам в Госдуму были в 2003 году. Все эти разговоры "идите встречайтесь с избирателями" далеки от реальности – действительный охват избирателей в этом случае будет 10-20 тысяч человек. А для победы надо более 100 тысяч голосов. А на встречу с избирателями вы пешком пойдете? Надо будет ехать, где-то людей собирать, не по подъездам же ходить. Если ходить по подъездам, то охват будет 1000 человек. Все эти вещи многократно просчитаны, никаких секретов здесь нет.

Сейчас мы определяем сметы кампаний для кандидатов – все равно получается даже с суперраскрученными персоналиями 50-80 миллионов рублей. Соответственно, тут вариант такой – начинают искать лазейки. Какого типа могут быть лазейки: либо выдвижение кандидата одновременно по округу и по партийному списку – тогда суммируются расходы на обе кампании; либо выдвижение кандидата в Госдуму и одновременно в региональные законодательные собрания.