Явка на выборах мэра Москвы – не фетиш!

Большинство москвичей интересуются выборами мэра столицы, следует из данных опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). 42% выборы «скорее неинтересны», еще 8% затруднились с ответом.

Кроме того, 41% москвичей говорит, что «точно пойдет» голосовать, 21% — что «скорее пойдет», еще 11% «точно не примут» участия выборах, а 20% собираются определиться ближе к дате выборов.

Также 41% опрошенных считает, что выборы значительно влияют на их жизнь, 31% — что влияют, но косвенно, а 23% — что никак не влияют.

Как выяснили социологи, данные расчетной модели показывают, что «фактический уровень явки, вероятнее всего, будет находиться около отметки 32%, то есть на уровне 2013 года». Между тем, глава Политической экспертной группы, политтехнолог Константин Калачёв в комментарии Политаналитике отметил, что делать из явки фетиш не стоит:

– Выше 25% — это уже приличная явка, особенно в условиях референдумных выборов. Выборы мэра Москвы и выборы любого главы отличаются от выборов законодательных и представительных органов власти тем, что эти выборы носят референдумный характер, и протестное голосование не играет здесь большой роли.

Более того, на таких выборах повышение явки обычно работает на основного кандидата. Ничего страшного нет в работе над повышением явки в Москве, но москвичи не очень любят ходить на выборы. Москва, в отличие от провинциальных городов, предлагает массу вариантов того, как провести досуг в выходные. Где-то выборы – это большой праздник, и никакой альтернативы этому празднику просто нет: люди ходят на выборы «себя показать и других посмотреть», это единственное событие в небольшом населенном пункте, которое заслуживает внимания.

В Москве это не так, что и отражается на явке. Кто-то уезжает на дачу, кто-то в отпуске, кто-то с детьми идет в аквапарк или еще куда-то. В общем, в Москве обеспечить высокую явку значительно труднее, чем в каких-нибудь сельских районах российской глубинки.
Думаю, что для большинства москвичей исход кампании предрешен, поэтому вряд ли большинство москвичей интересуется этой кампанией. С этим уже ничего не поделаешь.

Сценарий кампании Собянина похож на сценарий президентской кампании Путина. Это тот случай, когда повышение явки будет работать на основного кандидата. В чем проблема московских выборов? Дома, как правило, остаются лоялисты. Опыт предыдущей кампании, когда второе место занял Навальный, тому свидетельство. Явка была относительно невысокая, лояльные остались дома, пришел протестный электорат. Но с тех пор протест не вырос, даже если и не сошел на нет. Электоральные позиции Собянина укрепились, и для него – чем выше явка, тем лучше.

Само собой, социологи уверенно заявляют о победе Сергея Собянина (по прогнозу — 65%), а вот интрига второго места сохраняется: наиболее вероятные претенденты на него – экс-депутат Госдумы Вадим Кумин от КПРФ (около 10%) и Михаил Дегтярев от ЛДПР (в районе 11%). Константин Калачев согласен с таким прогнозом:

– У нас все последние выборы проходят в борьбе ЛДПР и КПРФ. На выборах в Госдуму они пришли буквально ноздря в ноздрю. Я думаю, что Вадим Кумин и Михаил Дегтярев – наиболее заинтересованные участники выборов. И их партии – наиболее заинтересованные, потому что потом можно это конвертировать во что-то на выборах в Мосгордуму, на следующих выборах в федеральный парламент.

Я бы считал, что у каждого свои конкурентные преимущества. Дегтярев молод, у него большой опыт участия в разных телепрограммах. Что касается молодости, умения говорить – это всё его плюсы. У Вадима Кумина весьма приличная биография. Кроме всего прочего, на него работает разветвленная сеть «первичек» КПРФ. Я бы поставил на Кумина – он наверное займет 2-е место. Тем более в вопросах жесткого контрпозиционирования он наиболее последователен: достаточно вспомнить первые дебаты, именно он критиковал там Собянина жестче всех.

У КПРФ и ЛДПР есть ресурсы для того, чтобы вести агитационную кампанию, в последние две недели еще что-то от них увидим.

Что касается Собянина, уверен, что за него проголосует не менее 65%, даже 70% горожан. Обычно в таких кампаниях прогноз социологов несколько занижен. Что касается второго места, то и у ЛДПР, и у КПРФ есть ядро, но возникает вопрос, кому уйдут голоса неопределившихся. И если даже сейчас по опросам Дегтярев опережает Кумина, то это не значит, что результат предрешен. Думаю, что неопределившиеся в большей степени склонны голосовать за КПРФ, чем за ЛДПР. Здесь речь идет о «выборе последнего дня». Бренд КПРФ все-таки сильнее, чем бренд ЛДПР, это очевидно. Но вполне возможно, что сыграет фактор молодости Дегтярева.