НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ ОСТАНЕТСЯ СЕРЬЕЗНЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЕМ И ПОСЛЕ ПРИНЯТИЯ ЗАКОНА О ДЕКРИМИНАЛИЗАЦИИ ДОМАШНИХ ПОБОЕВ

В российском обществе развернулась дискуссия вокруг принятого Госдумой в первом чтении законопроекта, согласно которому побои в семье исключаются из списка уголовных преступлений.

Авторы предлагают внести поправки в статью 116 Уголовного кодекса, которая с июля 2016 года переводит побои в разряд административных правонарушений, при этом оставляя подобное правонарушение, совершенное близкими родственниками, в сфере уголовного преследования.

«Если вы шлепнули своего расшалившегося малыша, вам грозит до двух лет лишения свободы. А если ваш сосед побил вашего ребенка — все закончится административным наказанием», — привела пример замглавы комитета Совета Федерации по законодательству Елена Мизулина.

Она также назвала старый «закон о шлепках» актом ненависти по отношению к семьям с детьми, заявив, что он нарушает принцип соразмерности наказания.

Сенатор также считает, что существующая правовая база поощряет необоснованное вмешательство в семейные дела. «Ссадина, синяк у ребенка, могут стать хорошим основанием прийти в семью с проверкой и даже возбудить уголовное дело в отношении родителей», — объяснила Мизулина.

Сейчас за побои в семье предусмотрена уголовная ответственность, закон устанавливает соответствующие наказания: обязательные работы на срок до 360 часов, исправительные работы на срок до одного года, лишение свободы на срок до двух лет, принудительные работы на срок до двух лет, арест на срок до шести месяцев. Если новый закон вступит в силу, побои в отношении близких будут отнесены к административным правонарушениям.

 Ранее президент Владимир Путин в ходе большой пресс-конференции выступил против перекошенных стандартов в ювенальной юстиции, подчеркнув, что бесцеремонное вмешательство в семью недопустимо. Он также сказал, что «детей лучше не шлепать и не ссылаться при этом на какие-то традиции», существует много других способов воспитания.

 Между тем, депутаты фракции КПРФ готовы внести поправки ко второму чтению законопроекта, согласно которым предлагается сохранить уголовную ответственность за побои в отношении детей и беременных женщин.      

В свою очередь, секретарь Общественной палаты Александр Бречалов призывал не доходить до маразма в вопросах ювенальной юстиции.  Он также подчеркнул, что тема ювенальной юстиции — это очень спорный вопрос, поэтому, правда, скорее всего, «где-то посередине».

 Нынешняя редакция закона призвана убрать возникший юридический казус, отметил в интервью порталу Политаналитика глава Центра содействия законотворчеству Вадим Виноградов:

— Речь идет о том, что та редакция закона, которая действует с лета прошлого года и была принята еще прошлым созывом ГД, предусматривает уголовную ответственность за побои, если эти побои были причинены близкими родственниками, либо из хулиганских и иных противоправных мотивов. Законопроект предусматривает исключение из соответствующей нормы УК об ответственности за  побои упоминание близких лиц. Уголовная ответственность за побои останется только при наличии соответствующих криминальных мотивов. Это важно сделать для того, чтобы исправить юридическую коллизию:  ответственность за побои со стороны близких лиц сейчас гораздо строже, чем за умышленное причинение легкого вреда здоровью. Получается, что нынешняя формулировка УК провоцирует правонарушителя: если начал домашнее насилие, то доводи его с побоев до более серьезного — до кратковременного расстройства здоровья или даже до стойкой утраты общей трудоспособности, пусть и не значительной (так УК РФ определяет легкий вред здоровью). Правонарушитель (если он близкое лицо) за побои будет отвечать значительно строже (до 2 лет лишения свободы и нет штрафа как меры ответственности вообще), чем за причинение легкого вреда здоровью (возможен штраф до 40 тыс. рублей, максимум же за неквалифицированное причинение легкого вреда здоровья — арест до 4 месяцев). Причем сам УК предусматривает, что уголовная ответственность по статье 116 («Побои») не применяется, если возникли последствия, указанные в статье 115 («Умышленное причинение легкого вреда здоровью»).

Таким образом, еще раз хочу обратить внимание — есть юридическая необходимость выйти из ситуации, когда законодательство само провоцирует потенциального правонарушителя на увеличение степени домашнего насилия.

Я не склонен соглашаться с критиками законопроекта, утверждающими, что Госдума легализовала домашнее насилие. Критика – это, скорее, результат недопонимания или нежелания разобраться. Граждане, начитавшиеся дискуссий в прессе по этому вопросу, могут воспринять этот законопроект как индульгенцию для семейных тиранов. Но это не так. Никакой легализации нет: нельзя забывать, что у нас есть административная ответственность за побои (статья 6.1.1 КоАП), более того —  если уже привлекавшийся к административной ответственности правонарушитель повторно привлекается за насилие, то наступит уголовная ответственность (статья 116.1 УК РФ). И такая ответственность наступает вне зависимости от того — домашнее это насилие было или нет.

В целом этот законопроект надо рассматривать как продолжение тренда по совершенствованию законодательства и по декриминализации некоторых правонарушений. Но это вовсе не означает легализацию и поощрение насилия. Насилие останется вне закона.