Дискуссия о доступности выборов продолжается

В России продолжается дискуссия на тему совершенствования избирательного законодательства. В первую очередь, споры идут вокруг темы удобства избирателей.

Причем, здесь возникает два вопроса: упрощение доступа к избирательным участкам и перенос Единого дня голосования на удобное максимальному числу избирателей время.
Так, мэр Москвы Сергей Собянин внес на рассмотрение Московской городской думы законопроект, предусматривающий возможность создания избирательных участков за пределами Москвы. Он объяснил инициативу тем, что выборы мэра пройдут в единый день голосования 9 сентября — в самое «дачное» время. Собянин отметил, что «технически сделать это будет очень непросто, но попробовать можно». Идею перекрестного создания избирательных участков в Москве и Московской области поддержал и губернатор последней Андрей Воробьев.

Глава ЦИК Элла Памфилова заявила, что создание во время региональных выборов избирательных участков в других субъектах для голосования находящихся там жителей соответствующих областей может быть распространено на всю Россию, если эксперимент в Москве будет признан удачным.

Одновременно с этим председатель Центризбиркома заявила, что в будущем единый день голосования будет перенесен с сентября на более удобное время для избирателей.
«Нам надо изменять единый день голосования. Явно сентябрь — самое неудачное время, какое могло бы быть», — сказала она на заседании комиссии в среду 16 мая.

По мнению Памфиловой, единый день голосования лучше проводить в конце октября.
После этого председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников заявил, что считает, что для переноса единого дня голосования с сентября нужно политическое согласие различных партий.

«Я думаю, всем нужно посоветоваться, — сказал политик. — Мне кажется, что если мы выбираем какой-то день, то нужно, чтобы этот цикл поработал хотя бы лет десять». «Мы можем менять правила, но желательно, чтобы какое-то время они поработали», — добавил Крашенинников.

Первый вице-спикер Госдумы, первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников предложил главе ЦИК обсудить с политическими партиями перенос единого дня голосования с сентября на другой месяц.

«Наша фракция (КПРФ) с самого начала ставила вопрос о необходимости переноса единого дня голосования, мы были не согласны с тем днем, который установлен, приводили свои аргументы, почему считаем это нецелесообразным», — сказал Мельников журналистам.

«Было бы неплохо пригласить представителей политических партий, провести с ними обсуждение, и, может быть, мы бы пришли к какой-то общей позиции», — заключил Мельников, таким образом согласившись с Павлом Крашенинниковым.

Директор по исследованиям Фонда ИСЭПИ Александр Пожалов в интервью Политаналитике отметил, что подобные разговоры возникают каждый раз незадолго до и сразу после региональных выборов. Так что, в возникновении этого вопроса сейчас нет ничего необычного. Политолог также отметил, что ряд аспектов в этой теме напрямую пересекаются, и это необходимо учитывать:

— Первое о чем следует сказать – это то, что в нынешнем году выборы проходят точно в тех же регионах, что и в первый раз, когда единый день голосования был перенесен на начало сентября. И здесь, на мой взгляд, не стоит торопиться, а посмотреть и проанализировать, как за прошедший шестилетний цикл поведет себя явка избирателей. Если существенных колебаний в сторону уменьшения не произойдет, – это станет первым аргументов в пользу того, что ничего менять не надо.

В настоящий момент показатель явки вышел на первый план на выборах всех уровней. Это можно было особенно ярко увидеть и на президентских выборах, и в ходе региональных и муниципальных выборов в прошлом сентябре. Власть и администраторы нынешних выборов уделяют явке особое внимание, причем даже в тех случаях, когда выборы проходят по референдумному сценарию, как это было на прошедших выборах президента, где был один сильный кандидат.

Это объяснимо, так как показатель явки, как основной фактор легитимности выборов, попадает под основную критику оппозиции. Отсюда такое пристальное внимание со всех сторон и к вопросу доступа на участки наибольшего числа избирателей, и к дате ЕДГ.
Так как пока реализовать электронное голосование мы не можем, эти механизмы у нас не проработаны в должной мере, мы обсуждаем именно эти вопросы. Но они взаимосвязаны. Уже на предыдущих выборах довольно успешно был опробован механизм «мобильного избирателя», который упростил процедуру голосования не по месту регистрации граждан, а по месту их фактического пребывания. Сейчас активно обсуждается вопрос создания экстерриториальных, назовем их так, избирательных участков на предстоящих региональных и муниципальных выборах. А также и на губернаторских и на думских, когда будут выбираться закосбрания того или иного субъекта.

Если этот механизм покажет свою эффективность, то есть люди смогут реализовать свое избирательное право, не находясь в своих регионах, а голосуя там, где они будут в ЕДГ, например, москвичи на участках в Московской области, и наоборот, те, кто прописан в области, находясь по делам в Москве, — это тоже стает аргументом не в пользу переноса ЕДГ. Потому что основная претензия оппозиции к дню голосования в том, что, дескать, он проходит в период окончания отпусков, начала учебного года, разгара дачного сезона, когда люди еще активно ездят на свои приусадебные участки. Но если будет решен вопрос облегченного доступа на участки по месту пребывания, – какая разница? Человек сможет проголосовать и так.

Да, тут тоже возникает определенная проблема. Циклы выборов в Москве и области совпадают, так что организовать выборы параллельно на и так существующих участках (скажем, в Подмосковье еще и участки для голосования тех, кто прописан в Москве) будет не сложно. Сложнее будет создать участки в тех регионах, где в определенный год не будет выборов. Этот механизм нужно продумать. Получается, что каждому субъекту, где будут проходить выборы, понадобится создавать собственные выездные участки.

Но если говорить откровенно, оппозиции перенос единого дня голосования важен по другим причинам. Дело в том, что сейчас ЕДГ приходится на начало осени: это период, когда в обществе наблюдается подъем социального оптимизма. В этом случае побеждает «Единая Россия» или ее кандидаты, потому что оппозиционным партиям сложнее мобилизовать протестный электорат. Сдвиг же дня голосования на позднюю осень – раннюю зиму или, как это было раньше, когда было два дня осенью и ранней весной, как раз позволяет оппозиционным партиям надеяться на увеличение своих процентов за счет мобилизации протестного голосования, что напрямую связанно с социальным пессимизмом. Именно поэтому и в КПРФ, и в ЛДПР, и в СР настаивают на переносе дня голосования.

ЕР такой перенос невыгоден. Во-первых, по той причине, о которой я сказал; а во-вторых, потому что идет подготовка и проведение праймериз. Сейчас они приходятся на конец мая – начало июня, и подготовительная агитационная кампания перед праймериз потом логично перетекает в предвыборную кампанию перед ЕДГ. Если же выборы перенесут хотя бы на середину осени – октябрь, как было раньше и как предлагает часть парламентской оппозиции, то праймериз ЕР придется сдвигать на середину лета – тот самый активный период отпусков.

Если бы другие партии, как им предлагалось перед думской кампанией 2016 года, тоже проводили праймериз, – перенос ЕДГ им тоже был бы невыгоден. Потому что разносить по времени праймериз и выборы сложно, ровно потому что предкампания плавно переходит в предвыборную кампанию.

Сейчас в ряде регионов коммунисты под влиянием отделений «Левого фронта» проводят праймериз, но пока это не имеет системного характера. Фактически праймериз проводили партии демократической несистемной оппозиции. Но там они проходили в он-лайн формате, в то время, как праймериз ЕР – это всегда полевые кампании.
В он-лайн кампаниях тоже нет ничего плохого. Очень жаль, что отказались от электронного голосования на выборах части Общественной палаты, как это было раньше. Но там все-таки речь шла о консультативном органе.

Вообще систему он-лайн выборов можно и нужно развивать и опробовать на таких голосованиях, как решение муниципальных вопросов: то, что делается на портале госуслуг для Москвы, на собраниях жильцов ТСЖ, когда для принятия решения необходим кворум, а добиться его офф-лайн сложно из-за занятости людей. И только после серьезного анализа эффективности такой формы внедрять он-лайн голосование сначала на муниципальных, потом региональных, а уже только потом на федеральных выборах госорганов.

Здесь тоже есть определенные вопросы. Потому что когда человек приходит на выборы, допустим, в региональный закс ногами, он, таким образом, проявляет свою заинтересованность, осведомленность программой той или иной партии, за которую он голосует. Электронные выборы несколько обесценят, на мой взгляд, этот процесс, хотя и очевидно повысят явку, о чем мы говорили выше. Тут другой вопрос: что важнее — большая явка или погруженность, осознанность избирательного процесса?

В любом случае необходимо анализировать все варианты, и в тогда не придется менять всё. Возможно, внедрение одного принципа избавит от необходимости делать что-то дополнительно.