Политическое обновление: весна начинается осенью

Обзор прессы 26 октября

После появления информации о том, что в России будет создана новая левоцентристская партия, которую могут возглавить депутаты – противники повышения пенсионного возраста Наталья Поклонская и Сергей Железняк (последние сразу опровергли свое участие в новом объединении) федеральная пресса взяла тему на контроль.

«Ведомости» пишут, что россиянам не хватает левой партии – защитника прав граждан с популистским набором обещаний. Это следует из опроса, проведенного социологами РАНХиГС.

По их мнению, такая структура может стать значимым конкурентом «Единой России». Потенциальный электорат партии, исповедующей умеренную консервативно-левую идеологию с сильным социальным уклоном и фиксацией на идее справедливости, оценивается в 42% – столько россиян говорят, что в стране сейчас нет партии, выражающей их интересы.

Издание приводит цифры опроса: идеальная «народная» партия, по мнению респондентов, должна поддерживать диалог с населением (34%) и отчитываться перед ним (32%), выдвигать на выборы простых людей (21%), бороться с правительством (17%) и не иметь среди своих сторонников чиновников и олигархов (15%). Главными ее приоритетами должны быть увеличение зарплат и пенсий (32%), борьба против коррупции (29%) и за справедливость (27%).

Граждане всегда считали, что государство должно о них заботиться, сейчас эту роль играет президент, а не партии, сказал в интервью «Ведомостям» директор Института социологии управления РАНХиГС Константин Абрамов: «Люди сталкиваются с несправедливостью, например со стороны работодателей или исполнительной власти, а партии не защищают их интересы». Поддержать новую партию могут те, кто сейчас голосует ситуативно, поясняет социолог: «По сути, левый проект уже был – «Справедливая Россия», но она этот запрос не удовлетворяет».

РБК подробно рассматривает ситуацию через призму доклада «Новая политическая реальность и риски антиэлитной волны», который выпустил коммуникационный холдинг «Минченко Консалтинг». Он опирался на собственное социологическое исследование, количественный опрос Независимого агентства региональных исследований и репрезентативный опрос РАНХиГС.

Издание сообщает, что предпосылки к перезагрузке политсистемы России авторы доклада видят в том числе в поражении кандидатов от власти в нескольких регионах на губернаторских выборах в сентябре. «Мы столкнулись с Brexit-эффектом, когда ранее эффективно работавшая коммуникационная стратегия власти начала давать сбои», — говорится в докладе. Волна антиэлитных настроений вслед за США и странами ЕС затронула и Россию, резюмируют политологи.

Запрос на новую антиистеблишментную политическую силу эксперты подкрепляют ссылкой на октябрьский опрос РАНХиГС, согласно которому 42% опрошенных не смогли назвать партию, выражающую их интересы. Более четверти (28%) респондентов разделяют мнение, что партии выражают в первую очередь интересы богатых людей, олигархов, власти (17%), а также их лидеров (12%). При описании действующей партийно-политической системы участники фокус-групп чаще всего называли «фасадность», некомпетентность, замкнутость и коррумпированность системы.

Имеющая шансы на успех новая партия согласно выводам социологов должна быть популистской, с упором на антиэлитный дискурс и харизматичность лидеров. Пятую часть респондентов волнует удаленность партии от элиты и возможность выдвигать на выборы простых людей, еще 17% говорят о борьбе с чиновниками, а для 15% важно, чтобы в рядах новой организации не было олигархов и чиновников.

Эксперты упоминают четыре ниши для популистских проектов — либеральную, левоконсервативную, антиэлитную и лидерскую. Но успешный проект может занимать сразу несколько ниш. Ключевым форматом для новой партии россияне называют диалог с населением (34%) и отчеты перед ним (32%), а социальная справедливость трактуется как равенство перед законом (35%).

Наиболее вероятными сценариями перезагрузки политической системы в «Минченко Консалтинг» считают несколько вариантов.

Первый сценарий такой перезагрузки может быть оформлен «юридически-институционально». Среди возможных вариантов — полный переход на мажоритарную избирательную систему для формирования двухпартийности или, наоборот, снижение проходного барьера в Думу для трансформаций малых партий в популистские на базе парламента, введение обязательных праймериз для всех партий, возвращение предвыборных блоков, сокращение госфинансирования партий. Или же комбинация перечисленных мер.

Второй вариант — «политически-волевая» перезагрузка. Например, укрепление и укрупнение фланговых альтернатив партии власти, в частности новый проект на базе «Справедливой России» и «Родины» или же создание из системы спойлеров и малых партий новой главной левой партии вместо КПРФ.

Среди других вариантов — реинкарнация праволиберальной партии с позитивной повесткой как нового партнера-конкурента для единороссов (ремейк СПС 1999 года); создание лояльного власти варианта партии с повесткой усиления полномочий регионов (позволит «выпустить пар» по вопросу неравенства регионального развития).

Самым вероятным сценарием политологи считают создание нового проекта на базе «Справедливой России», учитывая те обстоятельства, что эта партия является готовой структурой, переживает кризис позиционирования и лидерства, уже участвовала в партийном проекте по слиянию и была площадкой для региональной патриотичной контрэлиты.

Вероятность реализации эволюционных сценариев партсистемы с точки зрения «Минченко Консалтинг» невелика в силу «сопротивления сформировавшейся политической среды». Среди таких вариантов децентрализация «Единой России» через реальную конкуренцию на праймериз или реальная борьба между фракциями внутри партии власти. Эволюционировать могут и оппозиционные силы в случае смены лидеров КПРФ и ЛДПР.

Если же в течение двух-трех лет ничего не менять, то реализуется инерционный сценарий с медленным угасанием парламентских партий и сохранением ограничений на новые политические проекты. Впрочем, возможен и его жесткий вариант: из-за деградации политического предложения электоральные способы «выпуска пара» будут полностью исчерпаны. В итоге в контексте непопулярной и невлиятельной «транзитной» Думы произойдет переход к неэлекторальным формам политический борьбы, заключают эксперты.

Политконсультант Дмитрий Фетисов согласен, что сложившаяся партийная система требует изменений, и замечает, что значительная часть электората, отвернувшаяся от «Единой России» после старта пенсионной реформы, осталась не востребованной действующими партиями. Как полагает эксперт, Кремлю предстоит решить двойную проблему — с одной стороны, отсутствия политических сил, удовлетворяющих значительную часть электората, с другой стороны, отсутствия реальных конкурентов партии власти.

Политолог Михаил Виноградов считает преждевременным тезис о снижении доверия к парламентским партиям, учитывая успешные выступления КПРФ и ЛДПР на выборах в этом сентябре. Деградацию партийной системы он связывает с тем, что партии не присутствуют в каркасе политической конструкции, то есть исполнительная власть вполне может функционировать и без них.

«Известия» подробно останавливаются на обновлении другой ветви власти. Издание сообщает, что Владимир Путин проверит работу недавно назначенных врио губернаторов. Президент посетит регионы, где работают новые руководители, некоторых из них глава государства примет в Кремле. Об этих планах «Известиям» сообщил пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков. Всего этой осенью российский лидер обновил руководителей десятка регионов.

Последнее назначение состоялось 24 октября в Забайкалье — согласно указу президента, до выборов, которые пройдут в субъекте в сентябре 2019 года, край будет возглавлять Александр Осипов. Эксперты отмечают, что ротация в губернаторском корпусе продолжится. Основная волна замен, по их прогнозам, произойдет весной. Под угрозой находятся Волгоградская, Мурманская и Челябинская области, а также Северная Осетия.

По мнению политтехнолога Дмитрия Фетисова, на встречах с врио губернаторов Владимир Путин проведет «тестирование» — посмотрит, как они держатся перед главой государства, насколько владеют данными о своих регионах, как изучили проблемы и какие предложения выработали по их урегулированию.

— Учитывая, что назначения прошли сравнительно недавно, пока сложно говорить, кем из врио президент может остаться доволен или, наоборот, чью работу не одобрит. Но во время этих встреч у него как раз и сложится определенное впечатление, которое поможет ему в дальнейшем контролировать ситуацию, — отметил политтехнолог.