Грядущие изменения и ответственные за них

Обзор прессы 28 февраля

Международные новости, в том числе переговоры глав США и КНДР в Ханое, индо-пакистанский инцидент не сходят с первых полос российских федеральных СМИ. Однако сегодня в газетах появились и внутриполитические новости.

«Известия» анализируют опубликованные накануне поручения президента Путина по итогам его Послания Федеральному собранию. 900 млрд рублей потребуется в ближайшие пять лет на выполнение поручений. Об этом сообщил первый вице-премьер правительства Антон Силуанов.

Особое внимание глава государства уделил социальной сфере – индексации пенсий, доступному здравоохранению, льготному строительству и снижению ипотечных ставок для отдельных категорий граждан. Поручения имеют конкретные сроки, обозначены и ответственные за их реализацию. А качество их исполнения станет главной оценкой работы каждого члена правительства, подчеркнул на совещании с кабинетом министров Владимир Путин.

В частности, пишет издание, 27 февраля президент поручил правительству законодательно закрепить право семей с тремя и более детьми на погашение 450 тыс. рублей из их ипотечного кредита. А также субсидировать семьям с двумя и более детьми процентную ставку до уровня 6% годовых на весь срок действия этих кредитов.
Уже подготовлены корректировки программы ипотечного кредитования семей, в которых рождаются вторые и последующие дети, сообщил на совещании с главой государства первый зампред правительства Антон Силуанов.

При этом, по словам первого вице-премьера, в регионах Дальневосточного федерального округа многодетным семьям установят 5% ставку по ипотеке.

На реализацию этого поручения в 2019 году потребуется 26,2 млрд рублей, в 2020-м — 28,6 млрд рублей, в 2021-м — 30,1 млрд, подсчитал для «Известий» директор аналитического центра «Русипотека» Сергей Гордейко. По его словам, такая мера в качестве частичного досрочного гашения займа позволит семьям с детьми снизить ежемесячный платеж. Например, для кредита в 2 млн рублей сроком на 15 лет выгода составит 3,8 тыс. рублей в месяц.

По мнению главы «Национального родительского комитета» Ирины Волынец, этой мерой смогут ежегодно воспользоваться порядка 100 тыс. семей.

Президент поручил законодательно обеспечить сокращение налогов на имущество физических лиц для тех, кто имеет трех и более детей, в расчете на каждого ребенка. Кроме того, для таких семей налоговая база на земельный участок должна быть уменьшена на величину кадастровой стоимости шести соток.

Президент поручил обеспечить и изменение с 1 января 2020 года размера среднего дохода семьи, дающего право на получение детского пособия — с полуторакратной на двукратную величину прожиточного минимума.

На эти поручения в год будет уходить несколько десятков миллиардов рублей, полагает директор Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton Игорь Николаев. По его мнению, это не самые существенные расходные статьи для бюджета, так как касаются они небольшого круга россиян.

Президент поручил законодательно обеспечить повышение с 1 июля 2019 года размера ежемесячных выплат на детей-инвалидов до 10 тыс. рублей.

По оценке первого замдиректора Института актуальной экономики Ивана Антропова, всего в стране насчитывается порядка 700 тыс. детей-инвалидов.

— Однако не всем родителям полагаются выплаты, их получают только трудоспособные, но безработные опекуны, — пояснил он «Известиям». — Выплаты зависят от региона, но в среднем по стране они сейчас составляют порядка 5,5 тыс. рублей.

Средняя прибавка составит 4838 рублей, подсчитал Иван Антропов. По его словам, если в 2020 году индексация проводиться не будет, то потребуется дополнительное выделение 27 млрд. рублей. Это повышение затронет порядка 465 тыс. россиян, пояснила на совещании с главой государства вице-премьер Татьяна Голикова. По ее словам, только в 2019 году на это потребуется 13,5 млрд рублей.

«Коммерсант» пишет, что накануне поздно вечером в Госдуму России внесли законопроект, который позволит на выборах в Москве по решению Центризбиркома (ЦИК) создавать так называемые цифровые избирательные участки. На них смогут голосовать и находящиеся в столице жители иных регионов, где также будут проходить выборы в единый день голосования. Расходы таких комиссий, судя по проекту закона, возьмет на себя ЦИК за счет средств федерального бюджета. Днем ранее в Госдуму внесли законопроект, позволяющий на выборах в Мосгордуму (МГД) 8 сентября провести дистанционное электронное голосование. Технические детали пока не раскрываются и могут быть описаны в столичном законодательстве.

Группа депутатов Госдумы внесла проект закона «О создании в Москве цифровых участков для голосования на выборах в субъектах РФ». Согласно пояснительной записке, эти участки, создание которых обсуждала на рабочей группе с первым заместителем руководителя администрации президента Сергеем Кириенко глава ЦИКа Элла Памфилова, будут использоваться при проведении дополнительные выборов депутатов Госдумы и «ряда региональных выборов».

Их список определит ЦИК, следует из пояснительной записки. На таких участках, перечень которых укажет ЦИК, смогут голосовать избиратели, оказавшиеся за пределами территории, на которой они обладают активным избирательным правом. Заявления о голосовании на таких участках будут подаваться через портал госуслуг не ранее чем за 45 дней и не позднее чем за три дня до дня голосования (в 2019 году пройдет 8 сентября).

Предложенный депутатами проект «носит рамочный характер», но именно такой вариант был выработан как консенсусный после обсуждения на площадке ЦИКа. Однако его реализация потребует принятия «других нормативных актов, и не одного», говорит Николай Булаев: «Сложно будет обойтись и без принятия поправок в Избирательный кодекс города Москвы».

Глава МГИКа Валентин Горбунов заявил “Ъ”, что сейчас работа над московским законопроектом не ведется: «Когда федеральный закон будет принят, после этого будет и московский». Господин Горбунов допустил, что в федеральный законопроект «могут быть внесены такие поправки», после которых принимать закон в Москве не потребуется.

В московском законодательстве предстоит обозначить «порядок формирования, количество членов с правом решающего голоса и основы организации деятельности участковой избирательной комиссии, полномочия избирательных комиссий по организации, осуществлению и установлению итогов дистанционного электронного голосования, а также требования к протоколу об итогах голосования», заявил спикер МГД Алексей Шапошников. «Должен быть определен и порядок обеспечения гласности при таком голосовании (специфика ее обеспечения в проекте федерального закона не описана.— “Ъ”)»,— отметил господин Шапошников.

«Независимая газета» пишет, что о еще одном недавнем выборном нововведении. Издание выяснило, что важную роль в решении властей не отменять или ослаблять муниципальный фильтр, а всего лишь его слегка подкорректировать, сыграл соцопрос, специально проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Он был представлен на заседании рабочей группы по изменению избирательного законодательства при администрации президента РФ. Такой опрос, который требует предварительного разъяснения респондентам сути проблемы, выглядит манипулятивным.

На прошедшем 27 февраля круглом столе по изменениям в избирательном законодательстве замруководителя рабочей группы по мониторингу реализации избирательных прав граждан Общественной палаты РФ, директор Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев заявил, что значительное смягчение муниципального фильтра будет выгодно малым партиям, поскольку даст им возможность более активно участвовать в губернаторских выборах.

Так он оценил решения рабочей группы по совершенствованию избирательного законодательства при администрации президента, которая 19 февраля согласовала снижение муниципального фильтра в два раза – с нынешней планки в 5–10% до 5%. Как выяснилось теперь, одним из весомых аргументов Кремль посчитал опрос ВЦИОМа.
Сообщил об этом член совета движения «Голос» Аркадий Любарев, которого серьезно возмутила процедура проведения такого опроса и заданные в ходе него вопросы.

Особенно его поразило признание ВЦИОМа, что каждому респонденту перед тем, как его начинали спрашивать о фильтре, по телефону зачитывали краткую информацию об этом механизме. Любарев считает, что этого делать было не надо, тем более что и справка выглядит не слишком полной.

На сайте ВЦИОМа краткий курс по изучению мунфильтра изложен таким образом: мол, каждому кандидату надо собрать в свою поддержку определенное количество подписей местных депутатов и глав муниципалитетов. А потом приведены параметры фильтра, действующие в настоящий момент. Любарев же полагает, что тогда опрашиваемым должны были сообщить имена конкретных кандидатов от оппозиции, которые из-за фильтра не могли участвовать хотя бы в последних губернаторских выборах.

Впрочем, как следует из результатов соцопроса, это, видимо, все равно бы не сыграло никакой роли. Потому что граждане, которым быстро и по телефону попытались рассказать о сложном политическом механизме, судя по всему, ничего в нем не поняли. И дружно высказались за сохранение муниципального фильтра в его нынешнем виде, отвергнув как смягчающие, так и ужесточающие варианты его корректировки. Расклад здесь такой: 46% против изменений, 23% – за смягчение, 19% – за отмену.

Другие показатели опроса выглядят следующим образом: 63% респондентов – за обязательность прохождения кандидатами муниципального фильтра. При этом 69% в целом высказываются за необходимость данного механизма.

Таким образом, получается, что администрация президента, согласившись с небольшим снижением планки, вообще-то сделала доброе дело, а могла бы не соглашаться вообще ни с чем.