Электронное голосование и одобрение власти

Обзор прессы 16 апреля

Первые полосы федеральных российских СМИ заполнены материалами о вчерашнем пожаре в Париже. Однако ряд изданий посвятил небольшие врезы и внутриполитическим российским новостям.

«Известия» пишут, что ЦИК запускает цифровые сервисы. Избирателям разрешат подавать заявки на голосование по месту нахождения, а кандидатам сделают электронные удостоверения.

Зарегистрироваться в качестве кандидата на выборах можно будет через портал госуслуг. А также назначать наблюдателей, участвовать в формировании избиркомов и заводить специальные избирательные счета. Для голосующих перечень электронных услуг тоже значительно расширится. Как сообщил «Известиям» член Центральной избирательной комиссии Антон Лопатин, ЦИК планирует до 2021 года протестировать и запустить для участников выборов цифровые сервисы.

Некоторые из них будут доступны уже к предстоящему в сентябре Единому дню голосования. Выходя с такими инициативами, ЦИК старается максимально снять процедурные барьеры, полагают эксперты. На их взгляд, в дальнейшем через сервисы следует разрешить сбор подписей в поддержку кандидата, а наблюдателям дать право подавать жалобы.

Из проекта по созданию цифровых сервисов, с которым ознакомились «Известия», следует, что большинство из них будет работать на базе портала госуслуг. Там избиратели смогут подавать заявления на включение в список для голосования по месту нахождения и делать пожертвования партиям и в избирательные фонды через ПАО «Сбербанк». Также им будет доступна информация о месте и дате проведения выборов, сведения о кандидатах и расходовании ими средств из своих фондов, а затем и сами результаты голосования.

У кандидатов появится возможность на портале открывать специальные избирательные счета, предоставлять финансовые отчеты, назначать наблюдателей в комиссии и уведомлять о выпуске агитационных материалов. Кроме того, они смогут отправлять запрос на получение цифрового удостоверения кандидата.

Члены избиркомов с помощью госуслуг смогут принимать документы у кандидатов и политических партий и проверять их через электронные сервисы уполномоченных органов. Аккредитация СМИ также будет проходить через тот же сайт. «Участники избирательного процесса будут избавлены от необходимости каждый раз ходить в избирательную комиссию, имея личный кабинет на портале госуслуг. Цифровые сервисы упростят процедурные моменты», — сказал «Известиям» Антон Лопатин.

По словам члена ЦИК, проект будет осуществлен в два этапа: сервисы информирования появятся уже в этом году, до единого дня голосования (8 сентября), остальные — к парламентским выборам 2021 года. «До федеральной кампании основные проекты будут протестированы, реализованы и полностью готовы к применению. Благодаря внедрению цифровых сервисов информация об избирательном процессе всегда будет актуальна и дойдет до пользователей максимально оперативно. Этот технологический шаг повысит доверие к избирательной системе, обеспечит открытость и доступность», — подчеркнул член ЦИК.

Прозрачность всех избирательных процедур — одно из важнейших условий демократических выборов, отметил президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов«ЦИК, надо отдать ей должное, последовательно идет по пути придания максимальной доступности любой информации. Цифровые сервисы — еще один такой шаг. Быстрые запросы, быстрые ответы — это удобно и честно по отношению ко всей процедуре выборов. Возможно, такая практика поможет подъему интереса и ответственности со стороны избирателей», — предположил политтехнолог.

Расширение спектра Госуслуг и перевод в цифру ряда процедур, которые до этого требовали личного присутствия избирателя или кандидата, — несомненное благо для всех, полагает директор «Российского фонда свободных выборов» Максим Лесков.
«Так, например, в этом году иногородние избиратели в Москве смогут дистанционнопроголосовать на проходящих в их регионах выборах. Важно, чтобы такое голосование было полностью защищено от постороннего вмешательства в процесс подсчета голосов. Возможно потребуется модернизация статуса наблюдателя и вслед за электронным голосованием появятся и кибернаблюдатели, обладающими правами администратора в системах обработки электоральных баз данных», — отметил эксперт.

Выходя с такими инициативами, ЦИК реализует основную задачу, решения которой от нее ждут: максимальное снятие процедурных и организационных барьеров для участия в выборах, считает директор по исследованиям Фонда ИСЭПИ Александр Пожалов.
«Дистанционная подача документов упростит жизнь всем желающим поучаствовать в выборах. Она будет подспорьем для оппозиции, которая подчас сталкиваются с бюрократическими препонами при сборе и приеме документов. Желательно также, чтобы цифровые сервисы могли указать кандидатам на неправильно заполненные поля, дав право исправить недочет», — отметил политолог.

Кроме того, в дальнейшем желательно разрешить через гослуслуги сбор подписей в поддержку того или иного кандидата, а наблюдателям дать право подавать жалобы, предложил координатор ассоциации «Национальный общественный мониторинг» Роман Коломойцев.

«Независимая газета» пишет об очередном еженедельном соцопросе об отношении граждан страны к властным институтам и политикам не вызвал в СМИ особого интереса. При этом фонд «Общественное мнение» (ФОМ) и Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) показали некоторое изменение рейтингов.

Данные ФОМа и ВЦИОМа опять оказались разнонаправленными, заключает издание. Например, ФОМ говорит о повышении электоральных показателей президента и «Единой России» – на фоне роста рейтингов доверия к ним и одобрения их деятельности. При этом ФОМ фиксирует снижение аналогичных цифр по премьеру. У ВЦИОМа, который главу государства с марта 2018-го «в избирателях» уже не измеряет, в отношении него отмечено падение доверия и одобрения. У председателя же правительства – все наоборот, зато рейтинг ЕР почему-то ослабевает.

Такие социологические игры порождают конспирологические измышления: мол, все дело в том, за какую из «башен Кремля» играют агентства. Впрочем, речь идет о фиксации колебаний максимум в 1–2%, а то и на десятые его доли, то есть исключительно в пределах статпогрешности. Конечно, вершины схоластики вроде спора о количестве чертей, помещающихся на острие иглы, пока не достигнуты, но направленность обсуждения именно в эту сторону очевидна.

И действительно, амплитуды рейтинга действующего президента не важны потому, что он больше не будет баллотироваться. Измеренная опросами электоральная температура ЕР тоже не имеет значения, есть ее реальные замеры – проходящие по воскресеньям выборы разного уровня. На них ЕР то везде побеждает, то повсеместно проигрывает, но чаще случается и так, и эдак. То есть рейтинг ЕР в 33% или 36% – это вопрос ни о чем, а степени доверия и одобрения – это и вовсе чистая виртуальность.

В реальной жизни речь идет о более важных вещах – сохранении или скорее корректировке системы управления и соответствующей партийной надстройки в определенном направлении. Соревнуются в этом пресловутые «башни», а точнее, различные группы во власти, официально якобы не существующие. При этом их наличие легко просчитывается и по кадровым назначениям – например, последнего времени, и по законодательным новациям экономического или политтехнологического свойства.

Как известно, большая часть экспертного сообщества и поголовно вся оппозиция считают, что власть днем и ночью готовится к проблеме 2024 года. Вряд ли это правда – российская специфика скорее предполагает борьбу группировок за создание предварительных условий, которые окажутся благоприятными для реализации того или иного сценария.

Скажем, один из недавно озвученных руководством президентской администрации вариантов – это явная департизация региональной власти (федеральная в таком состоянии пребывает уже давно), ее приближение к людям в качестве некоего «большого управдома». Данный тренд уже реализуется, например, в «плачущих» губернаторах и массовом выходе глав регионов в соцсети.

Если по этому варианту ЕР практически списывается со счетов – отсюда и упор на расширение выборов по одномандатным округам, то, очевидно, должен быть вариант и противоположный. И уже есть намеки на то, чтобы партия власти, напротив, претерпела трансформацию в сторону более широкой представительской структуры, опирающейся на настоящий фронт союзников, то есть вроде бы на народ. На это направлены и полностью открытые праймериз ЕР, и жесткое переформатирование ОНФ, и попытки введения в партсистему как бы подлинного консервативного элемента.

Любопытно, что хотя пока «фронтовой» тренд явно отстает в развитии от «департизационного», первопричиной осуществления как одного, так и другого социологические изыскания не являются абсолютно. Все дело исключительно в «реал политик».