Дела парламентские – федеральные и местные

Обзор прессы 25 октября

Ведущие федеральные издания посвятили ряд статей вчерашнему рассмотрению Бюджета России. Однако были те, кто обратил внимание на будущее регионов, например столицы.

«Ведомости» пишут о прошедшем накануне пленарном заседании Госдумы, где был принят в первом чтении трехлетний Бюджет. Кроме этого вопроса на Охотном ряду обсуждалась и близкая тема о том, что депутаты должны усилить контроль над реализацией нацпроектов и госпрограмм. Об этом заявил в среду в ходе обсуждения проекта федерального бюджета – 2019 председатель Госдумы Вячеслав Володин, призвав коллег «пересмотреть отношение к такому очень важному вопросу, как парламентский контроль за исполнением бюджета».

Профильные комитеты в этих вопросах недорабатывают, добавил Володин и предложил возложить такие обязанности на комитет по контролю и регламенту, который должен будет при заслушивании в Думе министров и вице-премьеров «давать оценку реализации нацпроектов и госпрограмм в разрезе того или другого министерства». Присутствовавший на заседании первый вице-премьер – министр финансов Антон Силуанов заявил, что «безусловно» поддерживает предложенные меры.

«Ведомости» напоминают, что с момента избрания первой Думы в 1993 году комитет по регламенту занимался в основном техническими и организационными проблемами (график работы, полномочия депутатов, поправки в регламент). Но за последний год он получил ряд полномочий, находившихся ранее в компетенции ключевого думского комитета по госстроительству и законодательству, в частности касающихся вопросов избирательного законодательства, парламентского контроля и взаимодействия со Счетной палатой.

«Коммерсант» подробно пишет о самом Бюджете и первом чтении.  Главный финансовый документ страны на 2019–2021 годы представил первый вице-премьер—министр финансов Антон Силуанов. Бюджет, судя по его выступлению, финансово заряжен как на достижение целей нового майского указа (рост продолжительности жизни и доходов населения), так и на «защиту от внешних воздействий» путем интенсивного наполнения подушки безопасности в виде Фонда национального благосостояния до заветных для Минфина 7% ВПП.

Доходы в 2019 году запланированы на уровне 19,969 трлн руб., расходы — 18,037 трлн руб., то есть профицит будет равен 1,932 трлн руб., или 1,8% ВВП. Отметим, что Минфин не планировал профицит при внесении бюджета в Госдуму с 2009 года (тот кризисный год, впрочем, по факту завершился внушительным дефицитом, в 2011 году вышла обратная ситуация — плановый дефицит в итоге сменился небольшим фактическим профицитом).

Издание напоминает, что базовые макропараметры 2019 года, исходя из которых верстался бюджет,— это инфляция не выше 4,3%, прирост ВВП в 1,3%, нефть по $63,4 за баррель и доллар по 63,9 руб. Несмотря на номинальный рост госрасходов, реальные траты (к объему ВВП) в 2019 году будут снижаться. Минфин, невзирая на профицит и нефть, цена которой почти вдвое выше уровней времени формирования бюджетного правила, продолжит посткризисный курс на бюджетную консолидацию и накопление «излишков». В 2017 году расходы федерального бюджета составляли 17,9% ВВП, в этом году они сократятся до 17,2%, в 2019 году — до 17% ВВП. Последнее снижение будет произведено, прежде всего, за счет недавнего приоритета — реальных расходов на национальную оборону, которые уменьшатся с 3% до 2,8% ВВП.

Прежний глава Минфина, председатель Счетной палаты (СП) Алексей Кудрин, впервые оценивающий бюджет в новом качестве, в своем выступлении тоже нашел в нем соответствие приоритетам президента, в том числе через распределение госрасходов на 12 нацпроектов и комплексный план развития инфраструктуры. «Национальные цели закреплены персонально за ответственными вице-премьерами, теперь мы знаем, с кого спрашивать за их исполнение и достижение»,— отметил глава СП. Алексей Кудрин больше не оспаривает жесткость бюджетного правила, он назвал его «оправданным» и снижающим зависимость бюджета от цен на нефть.

Из минусов проекта глава СП отметил «риски большой программы заимствований» и отступление от духа Бюджетного кодекса: бюджет рассматривается параллельно с затрагивающими его поправками. «Например, вчера в первом чтении были приняты поправки по распределению нормативов по акцизу на спирт и другим доходным источникам»,— сказал он, отметив, что о таких изменениях регионы узнают в последний момент. Кроме того, нет ясности и по новому инструменту — Фонду развития (437 млрд руб. в 2019 году), механизмы распределения этих денег не определены. «Пока, к сожалению, для нас Фонд развития — это «черный ящик», хотя декларируем, что это будет направляться на главные национальные проекты»,— отметил глава СП.

Как и год назад, бюджет в первом чтении был принят силами «Единой России» и примкнувшей к ней фракции ЛДПР. («Нельзя не поддерживать бюджет. Тогда остановятся все платежи»,— аргументировал свою позицию лидер либерал-демократов Владимир Жириновский.) «Справедливая Россия» и КПРФ подвергли проект традиционной критике. Лидер справороссов Сергей Миронов назвал проект «бюджетом стагнации», который «саботирует исполнение майских указов президента». Глава КПРФ Геннадий Зюганов образ развил: «Это бюджет уже не стагнации и деградации, а дальнейшей колонизации». В качестве аргумента он использовал правительственный прогноз внешней торговли: «Наш импорт за эти три года увеличится на 1%, а экспорт — на 21%. О каком импортозамещении идет речь?»

Второе чтение запланировано на 14 ноября, третье — на 20 ноября.

«Независимая газета» подробно рассматривает историю переговоров не системных демпартий по возможному разделу округов на выборах в Мосгордуму (МГД) 2019 года. Однако, по информации «НГ», в успех особо не верят. О готовности сотрудничать для того, чтобы избежать ненужной конкуренции, пока заявили Партия перемен (ПП) Дмитрия Гудкова и ПАРНАС Михаила Касьянова. «Яблоко», как всегда, занимает особую позицию, а Алексей Навальный уже развернул междоусобную борьбу, атаковав Ксению Собчак. Кандидатов в МГД, выборы которой проводятся по округам, оппозиции будет трудно согласовать. Но шанс выиграть хотя бы в некоторых, считают эксперты, может появиться лишь после их распределения между партиями.

До начала избирательной кампании в МГД-2019 еще более полугода, в демократическом лагере уже разворачиваются ссоры, связанные с будущими выборами. Соратники Гудкова по ПП, например, опубликовали жесткий ответ Навальному, который на «Эхе Москвы» заявил о невозможности сотрудничества с их политструктурой, назвав ее «партией Собчак».

Издание напоминает, что Навальный заявил, что готов сотрудничать далеко не со всеми на демократическом фланге. Сотрудничество с «Яблоком» или «Открытой Россией» он назвал рациональным, основанным не на на эмоциях, а на социологических исследованиях. «С «партией Собчак» – абсолютно нет, потому что это убивает сразу все. И вообще ничего не светит никому, кто каким-то образом связан с ее партией.

В этом смысле никакого сотрудничества не может быть. Но я в целом в этом направлении не планирую инвестировать много усилий», – признался Навальный в нежелании заниматься какими-то переговорами. При этом он подчеркнул, что его команда будет заниматься и муниципальными выборами в Петербурге, и выборами в МГД.

Зампред ПАРНАСа Константин Мерзликин отметил, что в партии настаивают даже не на разделе округов, а на неком едином списке демократов. По его мнению, представителям демпартий нужно составить список потенциальных кандидатов и договориться об их распределении по округам. После чего открыть сайт по сбору подписей, волонтеров и средств на фактически общую кампанию. Мерзликин подчеркнул, что выдвигать по 45 кандидатов просто нерационально, ведь каждому кандидату надо будет собрать 5 тыс. подписей москвичей, а всего 225 тыс. автографов — чтобы закрыть все округа.

Впрочем, отметил Мерзликин, пока встречного движения нет, хотя определенные коммуникации налаживаются: ведутся разговоры с яблочниками, навальнистами и ПП. «Если объединение или хотя бы разведение округов опять провалится, то партия не видит смысла участвовать в этих выборах. Причем не по причине жесткости власти, а из-за недоговороспособности демократов», – отметил зампред ПАРНАСа.

В свою очередь, Гудков пояснил «НГ», что согласен с необходимостью консолидации усилий: «Со всеми надо договариваться, чтобы основные кандидаты шли по округам и не конкурировали друг с другом. Сейчас идут консультации, причем на хорошем уровне, а также сами кандидаты ведут переговоры». По его мнению, вряд ли удастся выдвинуть единый список, но нужно стремиться к максимальному разделению округов. Хотя Гудков, конечно, сомневается, что это получится везде.

Он подчеркнул, что ресурсы у оппозиции действительно ограничены, а только на сбор подписей для одного кандидата требуется около 3,5 млн руб. и 300–400 волонтеров. Гудков не видит возможности провести более 10–15 успешных кампаний: «Даже если каждая демократическая партия выдвинет два-три сильных кандидата – это колоссальные затраты». По его словам, аргументами в ходе переговоров, почему надо выдвинуть представителя той или иной партии, станут: узнаваемость кандидата и его поддержка в округе, поддержка волонтеров и сторонников в соцсетях, способность создать штаб, привлечь средства фандрайзингом, а также медиаресурс.

В «Яблоке» настрой, с одной стороны, более скептический, а с другой – эгоистичный. Как заявил «НГ» член политкомитета «Яблока» Сергей Митрохин, «пока политкомитет не обсуждал выборы, но можно ожидать, что «Яблоко» будет вести переговоры со всеми, ведь без переговоров нельзя». При этом он добавил: «По моему опыту обычно такие договоренности ни к чему не приводят. К примеру, я точно планирую баллотироваться от 43-го округа, у меня там высокая узнаваемость и поддержка. Но я точно уверен, что даже если провести переговоры, кто-то из других партий все равно там пробежит». По перспективным округам, уверен Митрохин, договориться тем более будет сложно – мол, «все туда будут рваться, бегать и проситься».

Политолог Андрей Колядин пояснил: «Ведется традиционная борьба за власть, это видно даже не на низовом уровне, а на уровне заявлений политических лидеров – того же Навального. Он стремится застолбить определенные участки влияния». Эксперт подчеркнул, что такая позиция хотя и может повысить поддержку отдельного лидера, но вредит общему оппозиционному делу. В то же время, по мнению Колядина, позиция Гудкова настолько разумная, что может вызвать опасения у власти.

«Разделить места и договориться – это единственный способ победить на выборах. Пока демократы ссорятся между собой, власть может быть спокойна. Но как только начнется объединение, можно ожидать, что власть будет провоцировать внутренние расколы. Возможно, путем подкупа или переговоров с сильными кандидатами внутри партий. Ведь, как правило, власть решает на берегу, кто и какой округ получит, — это межэлитные договоренности.

А если демократы разделят округа, то получается, что они будут действовать на поляне власти и методами власти. Конечно, власть будет неприятно поражена. Пока у демократов небольшой шанс остается. Особенно если власть в блеске своего нынешнего величия не обратит на эти переговоры и возможное объединение демократов никакого внимания», – заявил эксперт.