Задачи Госдумы «Зима-Лето 2019»

В среду в Государственной думе России торжественно открылась весенняя сессия 2019 года.

По традиции, задачи на ближайший сезон обозначил председатель палаты Вячеслав Володин. В своем выступлении спикер отметил, что в законотворческом портфеле депутатов в настоящее время находится 1164 законопроекта. Из них чуть больше половины находятся на стадии предварительного рассмотрения, 365 — готовятся к первому чтению, 234 — ко второму, 2 — к третьему, заключительному чтению.

Володин предложил коллегам в приоритетном порядке рассматривать законопроекты, которые решают конкретные проблемы граждан. Он назвал такие инициативы, как законопроект о доступе родственников в реанимацию, о мониторинге пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей, о доступе к мобильной геолокации для поиска детей, о паллиативной медицинской помощи.

«Принятия этих законов ждут люди, — подчеркнул Володин. — Предлагаю, чтобы при составлении нашего плана законотворческой работы мы поставили общественно значимые законопроекты в приоритетную группу». Это позволит рассматривать такие законопроекты в первоочередном порядке, указал он.

Спикер также подчеркнул, что 2019 год станет особым для страны — это год начала реализации национальных проектов. «Важно, как мы приступим к этой работе, насколько эффективно будут решены задачи, поставленные президентом», — заявил председатель ГД.

Среди приоритетных законопроектов в этой сфере Володин выделил в частности пакет законопроектов о цифровой экономике. Так же, по словам спикера, приоритетом работы Госдумы станет мониторинг и анализ правоприменительной практики, которая будет предполагать контроль реализации на практике принятых законов.

«Нам необходимо выстроить систему, которая позволила бы через мониторинг и анализ правоприменения выйти на контроль за реализацией законов. Там, где закон несовершенен, вносить в него изменения, там, где мы видим отсутствие нормативной базы, выходить на более эффективную работу вместе с правительством», — сказал Володин.

Говоря о контроле, председатель нижней палаты также заметил, что было бы правильно проводить выездные заседания в регионах с участием профильных комитетов по вопросам реализации национальных проектов, «где, мы считаем, у нас есть необходимость дополнительного контроля рассмотрения вопросов как идет реализация национальных проектов», — сказал он.

Володин также добавил, что Госдуме необходимо завершить работу над обеспечением реализации послания президента РФ Федеральному Собранию.

«Говоря о наших приоритетах в текущей сессии, коллеги, хочу подчеркнуть: мы должны завершить работу над законодательным обеспечением реализации послания президента Федеральному Собранию. Нам осталось принять всего 12 законов из 99. Из них 10 законопроектов прошли уже первое чтение, внесения ещё двух ожидаем от правительства».

Среди задач Володин назвал повышение качества жизни граждан, снижение в два раза уровня бедности, увеличение продолжительности жизни, ускорение технологического развития страны. «Вся эта большая работа должна позволить России выйти на новый уровень».

Политолог Дмитрий Фетисов в интервью «Политаналитике» отметил, что расставленные председателем Госдумы приоритеты на весеннюю сессию 2019 года вполне логичны:

— Я думаю, что это связано с естественным и логичным течением хода вещей. Если посмотреть внимательно, то до пенсионной реформы, рейтинг одобрения работы ГД сильно рос, но реформа его принизила, однако это было не самое сильное падение. Тут как раз Володин верен своим принципам, которые озвучивались в начале работы седьмого созыва, принципам, что будет вестись работа по возвращению доверия граждан к Госдуме. И эта работа ведется.

Сегодняшнее выступление Володина на открытии можно назвать основными акцентами, по которым Дума будет работать дальше. Успешная практика избавления от законодательных завалов позволила освободить время и возможности депутатов для того, чтобы двигаться вперед. Чтобы переходить на качественно новый уровень. Заявления о необходимости мониторинга и анализа применения законов на практике – это следующий шаг в развитии парламентаризма в России.

В принципе, механизм парламентского контроля существует очень давно, но на практике практически не применялся. Сейчас Володин делает серьезные шаги для того, чтобы этот механизм стал применим на практике. При этом ГД остается тем институтом, которые является одним из инструментов для поддержки действий президента. Это неоднократно подчеркивалось, и это же анонсировалось в прошлой сессии. Госдума займется активно мониторингом реализации процессов реализации национальных проектов. И сегодня Володин сделал такой акцент, что Дума будет активно работать в этом направлении.

При этом, всем озвученным спикером общественно-значимым законопроектам тоже будет уделяться пристальное внимание. И не просто так Володин говорил о необходимости повышения качества жизни населения. Это тоже можно отнести к той работе, которая будет вестись над национальными проектами. Сейчас значение парламента очень сильно возрастает, это будет не просто институт, который принимает законопроекты и будет законодательно обеспечивать реализацию тех самых нацпроектов, указ по которым подписал президент, Дума будет активно заниматься мониторингом реализации этих проектов. В любом случае учитывая важность всех президентских указов, это явно не будет лишним шагом, позволит добиться более качественного исполнения нацпроектов.

Год нам предстоит сложный, потому что можно ожидать большое количество социально-экономических потрясений, проблемы. Скорее всего, продолжится падение рейтингов доверия к институтам власти. Но можно говорить, что год будет показательным, вся работа, которая велась до этого нынешним созывом Думы, шла к тому, чтобы построить максимально эффективный институт, чтобы у депутатов было время и возможности работать более активно над необходимыми законопроектами, а теперь и над их мониторингом.

Сейчас в 2019 году ГД должна выйти на свой максимальный КПД. Скорее всего, мы это увидим на практике непосредственно по работе над национальными проектами.

Заместитель директора «Центра политических технологий», политолог Алексей Макаркин, отвечая на вопрос нашего портала, заметил, что работа Госдумы ведется несмотря ни на какие падения рейтингов доверия:

— Контроль над выполнением законов должен быть в независимости от того, какие рейтинги. Бывает всякое, рейтинги то падают, то растут. Был интересный случай после принятия пенсионной реформы, когда в начале осени рейтинги правительства и ГД пошли вверх. И можно спорить, с чем это связно. Рейтинги – вообще вещь не очень стабильны. Политики, конечно, имеют в виду рейтинги, степень популярности при принятии решений, но в данном случае речь идет о другом. Об авторитете института. Он является фактором, который важен при любых рейтингах, и контроль за принятием законов позволяет укрепить авторитет института, в данном случае Госдумы. Контроль позволяет выстраивать обратную связь с гражданами.

Среди россиян существуют неприятный для власти феномен – отчужденность граждан от власти. Люди исходят из того, что они живут сами по себе, что у них свои проблемы, а у властей свои. И не редко принимаются законы, которые для обычных людей подчас непонятны. Есть два направления, по которым будет вестись работа, чтобы снизить роль этого негативного фактора. Целиком преодолеть отчужденность невозможно, она есть везде во всех странах. Есть разные способы, как уменьшить отчужденность. Здесь, как я понимаю, предлагается два варианта – концентрация внимания на законах, которые важны гражданам, которые касаются их и понятны им.

Например, важный закон о паллиативной помощи, потому что тема грустная и тема, которая затрагивает многих россиян. Ведется активная работа со структурами гражданского общества, с людьми, которые занимаются организацией хосписов. И это тот закон, значимость которого могут почувствовать граждане. Другие, упомянутые Володиным законы, из этого же ряда. Это тоже законы для обычных людей, которые решают их конкретные и значимые проблемы.

Второе направление – это контроль. Можно принимать хорошие законы, в том числе и народные законы, о которых мы только что говорили, но в России есть печальная поговорка – строгость законов компенсируется их слабым исполнением. Слабо исполняются не только строгие законы, слабо исполняются самые разные законы, и если закон не исполняется, то это дискредитирует и сам закон, и опосредовано деятельность законодателя. Поэтому логично, что идет речь о механизме контроля. Исполнение законов у нас контролируют различные структуры, но такая роль парламентского контроля здесь тоже будет весьма полезной.

Потому что именно депутаты принимали закон, они хорошо знают его особенности, его тщательно прорабатывали на уровне комитетов, и им здесь удобнее видеть механизм исполнения этого закона. Также у нас депутаты напрямую связаны с избирателями. Через депутатов идет обратная связь, граждане могут информировать их о тех или иных проблемах, связанных с реализацией законов.

Я думаю, что и принятие народных законов, и контроль за выполнением законов – это значимые функции ГД, при чем значимые постоянно, в независимости от колебания рейтингов.