Uber выходит на IPO. Удачный способ спустить миллиарды

Выход на IPO компании Uber вызвал очередной приступ восторга и самобичевания в среде российского комментариата, который опять начал заполнять информационное пространство однотипными стенаниями по поводу того, что в США есть условия для появления компаний, которые «без нефти, газа и госконтрактов зарабатывают по 11 миллиардов долларов в год» и имеют рыночную капитализацию под 100 миллиардов долларов.

В этой связи следует сделать несколько важных уточнений:

Во-первых, вся бизнес-модель компании Uber (так же как и его более мелкого конкурента Lyft) строится не на предоставлении некоего прорывного товара или услуги, а на комбинации двух по большому счету незаконных способов ведения конкуренции и захвата рынков. Конкретно в случае Uber компания просто наплевала на правила работы такси во многих городах США и других стран: вместо того, чтобы платить мэриям за так называемые «медальоны» — то есть эксклюзивные лицензии на работу такси, Uber просто проигнорировал требования законодательства, но его услуги (подешевевшие за счет возможности не платить налоги, не платить за лицензии и не платить за страховку автопарка) стали до такой степени популярными, что «задавить» эту компанию и ее аналоги с помощью административных средств стало уже политически невозможно, тем более что среди инвесторов в эти компании достаточно много влиятельных финансовых структур.

Uber — это «черный перевозчик», к которому приделали модное приложение для смартфона, и который нанес колоссальный финансовый ущерб местным бюджетам под одобрительные крики журналистов о «цифровой экономике». Кстати, частные таксисты в некоторых американских городах, которые годами копили на покупку тех самых «медальонов» или брали неподъемные кредиты для их покупки, теперь кончают жизнь самоубийством из-за того, что они не могут конкурировать с тем же Uber.

Второй ингредиент успеха Uber (помимо абсолютно скотского отношения к таксистам, которых компания отказывает признавать сотрудниками, чтобы не нести расходы на социальные выплаты и пенсионное обеспечение) — это демпинг. В компанию вложены миллиарды долларов, и она готова работать в убыток, что ей однако позволяет буквально выжигать всех традиционных конкурентов. В этом нет никакой инновации, и во времена более адекватного американского капитализма 60-70-х годов прошлого века пользователи таких методов оказались бы как минимум получателями штрафа за недобросовестную конкуренцию, но сегодня Uber выходит на IPO.

Ну и самое смешное. Бизнес-модель Uber структурно убыточная, компания не может нормально работать и при этом приносить прибыль. На 11,2 миллиарда долларов годовой выручки (которую журналисты массово путают с доходностью) приходятся 3 миллиарда убытков в год. В том чтобы продавать услугу, которая стоит 1 доллар, за 75 центов — нет ничего инновационного и ничего умного, хотя пиару таких компаний действительно можно позавидовать. Инвесторы, которые купили акции Lyft на IPO, уже «сидят в минусе» — акция упала с 88 долларов до 59 долларов. Инвесторов в Uber вряд ли ждет более удачное будущее, что впрочем не помешает продолжению восторгов российских журналистов.