Цифровое голосование – перспективное, но требующее подготовки дело

Дума приняла в первом чтении два законопроекта, тематически связанных с идеей электронного голосования. Первый из рассматриваемых документов регулирует работу цифровых участков в Москве на выборах различного уровня в Единый день голосования 2019 года.

К осени в Москве планируется открыть 30 участков, на которых смогут, по предварительным данным, проголосовать жители 16 регионов, где в сентябре пройдут выборы губернаторов, а также жители одномандатных округов, где будут довыборы в Госдуму.

В перспективе голосовать на таких участках можно будет и на выборах в заксобрания, отмечали в ЦИК. К 2021 году, когда состоятся выборы в Госдуму, ЦИК планирует организовать по всей стране порядка 5 тысяч таких участков. Они будут в каждом областном центре.

Директор по исследованиям Фонда ИСЭПИ, политолог Александр Пожалов в оптимизмом относится к этому законопроекту:

– В целом я не вижу каких-то существенных претензий к системе цифровых избирательных участков. ЦИК работает над этой идеей давно, по сути, с прошлого сентябрьского дня голосования. Еще осенью у ЦИК были существенные наработки в этой сфере. Тестовая процедура будет локализована только в Москве. Проголосуют жители регионов, которые на момент выборов будут находиться в столице.

Большой плюс в том, что голосование через цифровые избирательные участки позволит уйти от досрочного голосования в регионах или использования открепительных удостоверений. К досрочному голосованию было очень много претензий у наблюдателей, а здесь будет голосование только в день выборов. Будут заранее формироваться и публиковаться списки избирателей, которые в течение августа и начале сентября будут подавать через портал госуслуг заявления, используя механизм «Мобильный избиратель».

Думаю, что партиям не составит труда обеспечить контроль на этих 30 цифровых участках. К тому же в столице развито волонтерское движение наблюдателей (та же ассоциация «Голос» и другие организации подобного толка). Я думаю, что они в первую очередь придут на эти цифровые избирательные участки в Москве, и с точки зрения общественного контроля вопросов возникнуть не должно.

Похожая ситуация была год назад во время выборов мэра Москвы, когда голосовали на дачных участках. Там это нововведение тоже сначала вызывало сомнение, поэтому наблюдатели уделили повышенное внимание именно дачным участкам. Думаю, что таким же образом ситуация будет развиваться и на этот раз.

Вряд ли стоит ожидать какой-то сверхъявки, вряд ли московские цифровые участки всерьез могут повлиять на результаты выборов в регионах. Все-таки не такое большое количество жителей регионов, где будут проходить выборы губернаторов, в день голосования окажутся в Москве. Но важно, чтобы у них была возможность проголосовать.

Второй законопроект, рассмотренный депутатами, посвящен дистанционному голосованию на выборах депутатов Мосгордумы седьмого созыва в одном или нескольких одномандатных избирательных округах города. Перечень округов определит Мосгоризбирком. Эксперимент никак не заменит собой обычное голосование, это будет еще одна форма, которой смогут воспользоваться москвичи, отмечается в сопроводительных документах.

Электронное голосование будет проводиться на сайте mos.ru с помощью специального программного обеспечения без использования бюллетеня на бумажном носителе.

Москвичам для участия в эксперименте необходимо будет подать заявление о намерении проголосовать электронным способом. В день выборов избиратель сможет через свой личный кабинет получить цифровой бюллетень.

Авторы законопроекта специально оговаривают, что документ рамочный, вопросы его дальнейшей реализации предстоит решать Мосгордуме и столичному избиркому. Процесс и итоги голосования будут защищены технологией блокчейн.

К этому законопроекту эксперты имеют значительно больше вопросов. Александр Пожалов называет текст законопроекта «сырым» и не понимает, как так получилось, что по этому документу не было широкого экспертного обсуждения:

– Зимой 2017 года без объяснений были отменены безобидные, в общем-то, интернет-выборы в Общественную палату России, привязанные к порталу госуслуг. Нет подвижек и в том, чтобы дать кандидатам – хотя бы в Москве и городах-миллионниках – собирать подписи избирателей в электронном виде, тоже через Госуслуги. Хотя требования к «электронным подписям» прямо противоположные, чем к «электронным голосам», и реализовать их проще (подпись в поддержку выдвижения должна быть открытой и проверяемой, а электронному голосу на выборах критически важна анонимность). Так что Москва, давно уже оцифрованная, могла бы стать локомотивом и такого эксперимента как раз на выборах в Мосгордуму.

Но дьявол таится в деталях. У депутатов ГД будет время оценить эти детали – впереди второе чтение, анализ проектов московского закона и постановлений. Но вот о том, как максимально удобно для исследователей и партий цифровым образом представить подробные итоги цифровых же выборов, Мосгоризбиркому надо думать уже сейчас.

Политтехнолог Дмитрий Фетисов полагает, что самый главный вопрос – это степень доверия к системе электронного голосования со стороны избирателей:

– По ряду соцопросов, порядка половины россиян не поддерживает эту систему. Мы можем получить по итогам этого голосования проблему недоверия к результатам выборов. Люди будут обвинять власть в фальсификациях. Думаю, что перед руководством города сейчас стоит задача максимального учета всех рисков. Вопрос даже не в том, чтобы досконально проработать элементы защиты системы от незаконного вторжения, а в том, чтобы убедить граждан в её надежности.

Никто не спорит, плюсов у электронного голосования масса. Но сейчас, мне кажется, не настало еще время для введения этой системы. Многое будет зависеть от того, как себя поведет Мосгордума, когда будет оформлять законопроект на основе рамочного, принятого Госдумой. Многое будет зависеть от того, как поведет себя московская избирательная комиссия, но фактор возможного недоверия к результатам выборов очень высок, и для московских властей это серьезный вызов.