Россия перейдет на новую методику оценки бедности

Премьер-министр Дмитрий Медведев предложил изменить подходы к оценке уровня бедности. По его мнению, оптимальней исходить в большей степени из расходов человека. При этом глава кабинета сослался на международный опыт.

Таким образом, считает премьер, не будет ситуаций, когда семья с детьми, которая еле сводит концы с концами и при этом заботится о пожилых родственниках, не имеет права на пособие только потому что, как выразился Медведев, ее «доход на какой-нибудь рубль превышает прожиточный минимум». Также невозможной станет обратная ситуация, когда вполне обеспеченные люди, которые не работают официально, ежемесячно получают деньги еще и от государства.

Глава правительства напомнил, что в России свыше 19 млн человек, чей доход ниже прожиточного минимума. При этом решения о выплатах и пособиях принимаются на основе сухих цифр и стандартного набора обезличенных данных.

«А нам нужно составить именно такой более подробный социальный портрет бедности в нашей стране», — отметил Медведев. По его мнению, чтобы помочь человеку выбраться из непростой ситуации, необходимо понять специфику его потребностей, посмотреть на уровень его образования, возможностей, состояния здоровья и т.д.

Медведев подчеркнул, что современные технологии позволяют легко решить эту задачу. Он рассказал, что в ФНС разработали программный продукт, который позволяет увидеть имущественный статус человека и прояснить многие другие вопросы.

«Самое главное — предложить адресную помощь, то есть помочь получить образование, которое лучше обеспечит преимущество на рынке труда, дать возможность заняться вопросами здоровья, разобраться с проблемами, разработать для таких людей механизмы поддержки создания малого бизнеса», — сказал премьер.

Эксперты поддерживают инициативу Дмитрия Медведева, обращая внимание на то, что российская методика оценки бедности действительно отличается от методик, которыми пользуются экономически развитые страны мира.

В США, к примеру, минимальный предел доходов (в некоторых странах — потребительских расходов] населения, ниже которого наступает бедность. При оценке уровня нуждаемости к категории бедных причисляется население с доходами ниже официально установленного абсолютного минимума доходов, называемого чертой (границей) бедности.

Границы бедности в США рассчитываются для различных по размеру и составу семей (включая одиночек). Всего, в зависимости от количества детей и престарелых членов в семье, существует 48 границ бедности. Если общий доход семьи оказывается ниже, чем черта бедности, установленная для семьи данного типа, то семья (и все ее члены) считается бедной. Официальные границы бедности едины для всех географических регионов США, они ежегодно корректируются в зависимости от изменения индекса потребительских цен.

С 1964 года на официальном уровне для измерения бедности в США используется метод, разработанный в Управлении социального обеспечения, согласно которому уровень дохода, соответствующий черте бедности для городских жителей, определяется путем умножения стоимости минимального набора продуктов, разработанного по плану экономного питания, на три, исходя из того, что стоимость питания в тот период составляла около одной трети потребительских расходов семьи.

С конца 60-х годов уровень дохода, соответствующий черте бедности, ежегодно корректируется в соответствии с индексом потребительских цен, Если в 1969 году такой доход для одинокого гражданина составлял 1,8 тыс. долл. в год, то в 1995 году — 7,9 тыс. долл. Однако сама методика расчета прожиточного минимума, разработанная в средине 60-х, используется и поныне.

Для семей разных размеров рассчитывается шкала коэффициентов доходов, обеспечивающих адекватный уровень потребления, Например, шкала эквивалентов дохода для разных по количественному составу семей основана на эффекте экономии, достигаемой за счет совместного ведения хозяйства. При одинаковом среднедушевом доходе многочисленные семьи в силу экономии на общих хозяйственно-бытовых расходах (на жилище, его содержание, мебель, хозяйственное оборудование и пр.) могут обеспечить несколько более высокий уровень материального обеспечения в сравнении с семьями меньших размеров. Если уровень бедности на одного американца принять за 100 %, то на двоих он составляет примерно 128%, на семью из трех человек — 157%, из четырех человек — 201, из пяти человек 237% и т.д.

Наряду с описанным выше методом определения границ бедности, в мировой практике используется и гораздо более простой способ — соотношение между прожиточным минимумом и среднедушевым доходом. Так, в странах Европейского Союза бедными считаются лица с доходами менее 50% среднедушевого дохода в стране их проживания.

Население западных стран в целом подразделяется на ряд социальных групп: никогда не соприкасавшиеся с бедностью и не приближавшиеся к ней в течение всей жизни; не соприкасавшиеся с бедностью, но приближавшиеся к границе риска; имеющие опыт однократного краткосрочного пребывания в состоянии бедности; имеющие опыт неоднократного краткосрочно- го пребывания в состоянии бедности и выхода из нее; имеющие опыт однократного среднесрочного пребывания в состоянии бедности; имеющие опыт неоднократного среднесрочного пребывания в состоянии бедности и выхода из нее; наконец, пребывающие в состоянии затяжной бедности и не имеющие опыта выхода из нее.

В общем, такая разнообразная детализация социальных трупп направлена на выявление механизмов преодоления различных типов бедности и принятия наиболее эффективных стратегий.

В России же до сих пор используется методика определения абсолютной бедности. Несмотря на то, что в мировой практике прожиточный минимум рассчитывается не только с учетом пола и возраста человека, но и для семей различного состава и типа, российские методики предусматривают расчет только на индивидуальной основе. Так, величина прожиточного минимума (или с 1995 года минимального потребительского бюджета) российской семьи исчисляется путем простого арифметического сложения минимально необходимых затрат для каждого члена семьи.

По мнению экспертов, используемая методика расчета минимального потребительского бюджета привела к искажению экономического и социального смысла самого понятия минимально необходимого потребительского набора, нарушив его структуру и фактически исключив основные непродовольственные предметы потребления и услуги первой необходимости. В результате, когда большинство населения находится на грани бедности, официальная статистика рапортует о серьезном снижении уровня бедности.

При этом аналитики обращают внимание на интересную особенность: в большинстве стран бедные слои населения, как правило, малообразованны, безработны, имеют плохое здоровье или находятся в социальной изоляции. Иная ситуация в России и странах Содружества. На территории бывшего СССР среди бедных имеется большое число трудоспособных лиц, в том числе с высшим образованием, высокими профессиональными навыками; лиц, занятых в экономике, но не обеспечивающих своим трудом в связи с низкой его оплатой необходимый уровень среднедушевого дохода.

Здесь, как утверждают эксперты, сформировался особый социальный слой, который в экономической литературе часто называют как «новые» бедные. Они представляют собой достаточно широкий круг в недавнем прошлом среднеобеспеченных семей, материальное положение которых под влиянием инфляции, роста цен, неполной занятости существенно ухудшилось. К ним относятся: врачи, преподаватели школ, средних и высших учебных заведений, специалисты массовых профессий (фельдшеры, медицинские сестры, библиотекари и др.). Уровень их материальной обеспеченности таков, что большинство живут около или ниже границы бедности.

В общем, российская стратификационная структура населения отличается от сложившейся в развитых странах с преобладанием среднего класса. По всей видимости, в борьбе с бедностью властям необходимо учесть этот факт. И, конечно, необходимо отказаться от формализма. По мнению одного из аналитиков, рынок — всего лишь машина, которая делит мир по принципу эффективности. Рынок не слишком интересует середина. Достижения рыночной экономики достаются в основном обеспеченным группам населения. Недостатки же сказываются главным образом на малоимущих.

Так или иначе, не существует простого единого плана регулирования уровня бедности. Каждая страна имеет свои особенности и слепо копировать иностранный опыт социальной защиты, по мнению экспертов, недопустимо. Но в любом случае России необходима целостная политика, направленная на сокращение бедности.