ОСЕННЯЯ СЕССИЯ ГОСДУМЫ ПРОШЛА ПОД ФЛАГОМ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

В предпоследнюю сессию Госдумы шестого созыва законотворческая работа депутатов стала приобретать предвыборный характер, который, представляется, будет усиливаться в последнюю сессию. Это отразилось на основных статистических показателях и содержательных трендах периода. Такой вывод делают аналитики в третьем "Рейтинге законотворцев", который представили фонд ИСЭПИ и Центр содействия законотворчеству  (подробнее).

Топ-50 в общем рейтинге за второе полугодие 2015 года возглавил лидер "Справедливой России" Сергей Миронов, а его соратник Михаил Емельянов оказался на третьем месте. Вторую строчку занял единоросс Андрей Макаров.
Руководитель Центра содействия законотворчеству Вадим Виноградов рассказал порталу "Политаналитика" об особенностях формирования рейтинга:

— Для того, чтобы сделать более объективной картину, понадобился дополнительный срез итогов работы депутатов с поправками к пакету "бюджетных законопроектов", который изначально был внесен правительством РФ и затем дорабатывался депутатами. 
Есть объективные причины сделать именно так, потому что работа с бюджетом дает большое количество баллов тем законодателям, которые с ней связаны. Понятно, что осенняя сессия прошла под флагом именно бюджетного процесса, что в определенной степени повышает рейтинг депутатов, к этому причастных. 
Это новинка "Рейтинга законотворцев", которая позволяет отдельно оценить законодательную работу тех депутатов, которые связаны с бюджетным процессом.
В осенней сессии можно отметить несколько трендов, влияющих на рейтинг депутатов. В области законотворчества основной –  это упомянутый выше бюджетный процесс. Второй тренд –  уже чувствуется начало избирательной кампании. 
По числу законопроектов и их направленности, по активности депутатов. Конечно, многие депутаты стремятся обратить на себя внимание избирателей.
В законотворчестве лидирует "Справедливая Россия", и это объясняется несколькими факторами. Первый – "ЕР" традиционно сосредоточена не на количестве вносимых законопроектов и самом факте их внесения, а на качестве проектов, в том числе на доработке правительственного бюджетного законопроекта. 
Оппозиционные партии проявляли активность в количестве законодательных инициатив. Это связано в том числе с тем, что "ЕР", как правило, подходит комплексно к законодательной задаче, решая одним законопроектом целый блок проблем, оппозиционные фракции вносят несколько локальных законодательных инициатив в одной сфере.
Таким образом, число законопроектов увеличивается, баллы растут, и они (оппозиционеры – прим. ред.) поднимаются в рейтинге по активности. В следующий раз можно будет подумать о том, чтобы скорректировать балльность за активность (т.е. за просто внесение законопроекта), повысив одновременно балльность за результативность. 
Кроме того, "ЕР" в прошедшей сессии не "монополизировала" законодательный процесс и поддерживала ряд инициатив оппозиционных фракций (например, в сфере ЖКХ).

В нынешней ситуации, обусловленной уже начинающейся подготовкой к выборам, некоторые СМИ предсказывают полное нарушение посткрымского консенсуса.  Соответствующую риторику уже используют и представители парламентских партий. 

Думаю, речь идет о том, что из-за набирающей ход избирательней кампании так называемый "посткрымский консенсус" может быть приостановлен или заморожен. 
Однако, считаю, что такая "заморозка" консенсуса коснется не всех областей – а прежде всего социально-экономических вопросов, что связано с непростой ситуацией в экономике. Прежде всего это имели в виду оппозиционные фракции, когда говорили о том, что весной наступит конец "бездискуссионных сессий".