Осенняя сессия Госдумы 2018 года: Итоги

Государственная Дума России завершила работу осенней сессии 2018 года. Впереди у депутатов еще одна региональная неделя, а затем каникулы. Напомним, что провести последнее пленарное заседание в ходе осенней сессии в среду, а не в четверг было решено палатой из-за того, что на четверг 20 ноября намечена большая пресс-конференция президента Владимира Путина.

Важным стало и еще два обстоятельства. Во-первых, нынешняя сессия рубежная. Депутаты отработали ровно половину срока – 2,5 года. Во-вторых, завершение работы палаты в этом году совпало с 25-летием Конституции Российской Федерации и первыми выборами в Государственную Думу.

На последний факт в своей завершающей речи обратил председатель Госдумы Вячеслав Володин«Четверть века нас обязывает к анализу пройденного пути», — сказал спикер.

«Современное российское законодательство формировалось практически с нуля, с чистого листа. За все время работы парламента в Государственную Думу было внесено 27 тысяч законопроектов. Принято немногим более 8 тысяч законов, в том числе 21 Кодекс, более 600 законов о ратификации международных договоров. Много это или мало, сегодня об этом рассуждают эксперты, политологи», — отметил Володин.

Глава нижней палаты еще раз напомнил депутатам, что Госдума меняется, превращаясь из законодательного органа в представительный, прием не только во внутренней политике, но и на мировой арене, становясь контрольным органом, а так же дискуссионной площадкой поиска компромиссных решений по резонансным социальных вопросам.

Подводят итоги работы Госдумы и эксперты. «Политаналитика» опросила ряд ведущих федеральных политологов, внимательно следящих за работой палаты.

Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин:

— ГД проделала титаническую работу в ходе этой сессии и в целом за прошедшие два с половиной года. Потому что палата не только занималась текущей, оперативной работой, то есть принимала законодательство в социальной, экономической и иных сферах, в соответствии с так называемыми майскими указами президента Путина 2018 года. Дума занималась и подготовкой к выполнению этого указа. Это был не одномоментный акт, это было растянутое во времени действие, я имею в виду законодательное сопровождение социального ориентирования политики и экономики.

Кроме того, за два с половиной года оказались расчищены законотворческие «авгиевы конюшни», которые копились с 1993 года. Это одно из базовых достижений нынешнего созыва ГД. Помимо этого, удалось снять социальное напряжение по двум важным и остросоциальным вопросам. Первое — это реновационный проект. В ходе предыдущей осенней сессии были проведены все демократические процедуры для того, чтобы максимально информировать общество о достоинства и недостатках этого проекта. В результате усилий ГД и ее руководства был достигнут консенсус, который позволил приступить к реализации этого проекта без проблем.

Серьезным вызовом оказалось работа над пенсионной реформой. Предложения правительства о техническом повышении пенсионного возраста вызвали очень сильный негативный социальный резонанс, последствия которого ощущаются до сих пор, и которые особенно ярко отразились на региональных выборах 9 сентября этого года. Что произошло? Протестующее население не вышло на улицу, протест ушел внутрь гражданского общества и будет проявляться по самым неожиданным поводам, в том числе и в электоральном поведении граждан.

Более того, ситуация пока не купирована, негативные последствия не нейтрализованы, и ГД предстоит еще много работать в этом направлении. Но президент и нижняя палата сделали все для того, чтобы этот негативный резонанс от этой инициативы нейтрализовать и направить в позитивной русло, а именно – техническое повышение пенсионного возраста было превращено в полноценную пенсионную реформу, и это можно поставить в плюс Госдуме.

Даже оппоненты палаты не критикуют ее в целом, они критикуют депутатов, которые выступают с разными подчас экзотическими инициативами. Но в целом, руководства ГД и думский состав не критикуется. А это показатель качества работы нынешнего состава.
Если говорить о важных нововведениях именно осенней сессии, то отмечу ужесточение регламента работы депутатов и оптимизацию структуры нынешнего созыва ГД. Это привело к тому, что она превратилась в полноценный, эффективно действующий институт, что и позволило реализовать те достижения, которые я перечисли ранее.

Регламентация работы сделала депутатов нынешнего созыва полноценными парламентариями, которые посещают пленарные заседания и заседания комитетов и комиссий, работают в регионах. В Думе появился порядок. При этом Дума стала местом для дискуссий, несмотря на то, что гайки были закручены, с точки зрения регламента, статуса депутата и так далее, парламентские свободы остались не тронутыми.

Дума вошла в более тесное взаимодействие с органами власти, с правительством в частности. Об этом свидетельствует довольно большое количество «парламентских часов», на которых главы ведомств ответствуют перед депутатами. Создаются механизмы депутатского контроля над работой министерств и ведомств исполнительной вертикали, что позитивно отражается на авторитете и статусности нижней палаты.

Политолог Антон Хащенко:

— Пожалуй, главное, на мой взгляд, достижение Госдумы этого созыва — усиление представительной функции нижней палаты парламента. Что, в свою очередь, выражалось в конкретных шагах и действиях депутатского корпуса. Это и активизация работы депутатов в своих округах, и выстраивание принципиально иной модели взаимодействия с исполнительной властью, и практика проведения широких парламентских слушаний и многое другое, что позволяет Думе более эффективно представлять интересы избирателей.

Заместитель директора «Центра политических технологий» Алексей Макаркин:

— В целом, авторитет Думы повысился за счет проведения слушаний по наиболее общественно значимым законопроектам. Этот механизм, когда выстроены отношения с представителями гражданского общества, предпринимательского сообщества, профессиональных союзов, помогло наладить очень важный диалог. Диалог, который приводит к тому, что в окончательном варианте законов они становятся более приемлемыми, исполнимыми.

Законы являются результатом обсуждения, серьезного, профессионального, где участвует и Деловая Россия, и Опора и другие профсоюзы и общественные активисты. Это важное явление. Самым значимым законом, который принимался в ходе прошедшей сессии, я бы назвал, конечно, закон о пенсионной реформе. Он также прошел такую процедуру, некоторые его положения были существенно смягчены и интересно, что к моменту принятия закона, в том числе и за счет этих процедур, общественные эмоции и сильный негатив, который был первоначально, стали уходить.

Целиком негатив не ушел и не мог уйти, но люди, что было видно по статистике протестных акций, демонстрируя негативное отношение к тем или иным положениям закона, в то же время снизили протестную активность.

Ведь были варианты: либо люди идут на улицы и добиваются своих прав, а во что это выливается, видно сейчас по Франции. Либо необходимо услышать все опасения. В результате работы Госдумы взрыва не произошло. Да, последствия этой реформы сложные, они еще будут ощущаться, но взрыва не было. Сам закон претерпел изменения, власть услышала мнения, пожелания. А произошло это в стенах парламента. Потому что парламент – это место для дискуссий, для согласования интересов, для конструктивной полемики.

Что еще важно – полемика, которая была и на слушаниях, и на пленарных заседания, несмотря на всю эмоциональность вопроса, носила корректный характер. Шло нормальное парламентское обсуждение.

Политолог Дмитрий Фетисов:

— Если рассматривать конкретно осеннюю сессию, я бы отметил работу Госдумы над бюджетом. Даже не сколько тот факт, что он был принят достаточно в короткие сроки, сколько то, что нет никаких оснований сомневаться в его эффективности. И основной финансовый документ страны в целом был встречен и поддержан всеми парламентскими партиями.

При этом, никогда еще так ярко и заметно не звучала и не велась речь о парламентском контроле над исполнением бюджета. Дума, по сути, берет на себя абсолютно новую функцию и будет осуществлять реализацию бюджета и той части, которая касается майских указов президента.

Если говорить о других значимых проектах, то это и декриминализация 282 статьи, та самая, которую вносил президент. Она касается преследования за перепосты с Интернете. Это то, что Дума рассматривала прямо в последний день сессии.

Также я отметил бы работу над законом о налоге для самозанятых, он будет введен в некоторых регионах. Можно сказать, что Дума его приняла скандально, но время покажет, что этот закон продуман, и он принимался для защиты прав граждан.

Еще один важный момент – деятельность Госдумы на международных фронтах. У Вячеслава Володина была очень насыщенная поезда в Иран и Индию, он общался с представителям стратегических государств в этом регионе, в частности Китая, Ирана, Пакистана, Турции. Заметно, что межпарламентские связи между этими, да и не только, странами активно развиваются. Идет сближение на самом высоком уровне России и Ирана.

Если говорить о половине пройденного седьмым созывом срока, то многое за эти два с половиной года было сделано. Это и новые правила дисциплины ГД, которые дают свой эффект. И ликвидация за счет этого во многом законодательных завалов, серьезное изменение вообще подхода работы над законопроектами, за счет чего они стали глубже прорабатываться, и в итоге не дополняют те самые завалы, а их судьба решается практически сразу.

Можно смело говорить, что за эти 2,5 года работы 7 созыв проделал титаническую работу. Потому что если те же законодательные завалы были ликвидированы к концу работы 7 созывы, то это был бы уже значительный успех, но мы видим, что основная часть была ликвидирована к середине работы созыва.

Еще важный момент – представительская функция. Работает установка на постоянное общение депутатов со своими избирателям. И на мой взгляд это положительный момент не сколько даже для Госдумы, сколько для всей политической системы страны. То, что депутаты прекрасно понимают запросы своих избирателей, знаю, чем живут люди и при работе могут опираться на эти знания и понимание ситуации.

И, конечно, я бы отметил развитие парламентской дипломатии. Никогда еще она не была так ярко выражена и не находилась на таком высоком уровне во время работы ГД, как сейчас при седьмом созыве. В условиях внешнеполитического давления на страну, санкций и ожидаемого усиления давления в 2019 со стороны США, парламентская дипломатия показывает на практике свою эффективность и значимость как инструмент обхода всех этих санкций.