Новые врио губернаторов назначаются под конкретные задачи

Очередная серия перестановок в губернаторском корпусе набирает обороты. Сегодня подал в отставку губернатор Алтайского края Александр Карлин. Он руководил регионом с с августа 2005 года. Сам губернатор объяснил отставку тем, что сейчас в стране активно идет обновление руководящего состава.

Временно исполняющим обязанности главы Алтайского края (до выборов в сентябре) стал Виктор Томенко, который до сегодняшнего дня был заместителем губернатора Красноярского края. 

Сегодня же Владимир Путин назначил временно исполняющим обязанности губернатора Амурской области Василия Орлова.

Орлову 43 года, на протяжении нескольких лет он занимал пост министра экономического развития Амурской области, работал в структурах компании «Сибур», участвовал в проекте «Лидеры России». Экс-губернатор Амурской области Александр Козлов 18 мая вошел в кабинет министров, заняв пост министра по развитию Дальнего Востока.

Также на этой неделе в отставку ушли главы двух регионов: Владимир Печеный, руководивший Магаданской областью почти пять лет, и глава Якутии Егор Борисов, занимавший свою должность почти восемь лет.

Временно исполняющим обязанности губернатора Магаданской области назначен Сергей Носов. До этого он возглавлял администрацию Нижнего Тагила. Временно исполнять обязанности главы Якутии будет Айсен Николаев.

Эксперты напоминают, что в ходе предыдущих пакетных губернаторских ротаций, которые в СМИ окрестили «большим губернаторопадом», на место врио глав регионов приходили «варяги» со своими командами. При немногочисленности региональной элиты это приводило к замещению старой команды. В случае же с ЯНАО и Тюменской областью можно, наоборот, говорить о преемственности.

По мнению политолога Антона Хащенко, это сигнал региональным элитам, что есть возможности для карьерного роста внутри региона, что региональные кадровые лифты работают:

– Я бы не стал говорить о том, что есть тренд только на местных или, напротив, только на приезжих. Просто так сложилось. Также, как нет никакого тренда на то, что губернаторами назначают бывших мэров. Кандидатов, очевидно, готовили, за ними наблюдали, многие из них имеют хороший административный и управленческий опыт, проходили соответствующие образовательные программы. Здесь, скорее, идет речь о выстраивании системной кадровой политики.

Кроме того, я не считаю корректной дискуссию о возрастном цензе и подчеркнутой технократичности новых назначенцев. Назначают абсолютно по другой логике – по логике соответствия тем или иным задачам, которые стоят перед регионом. Кто этот человек, возрастной ли, молодой, технократ ли, какая разница?

Похожую точку зрения в комментарии Политаналитике высказал и политолог Евгений Минченко:

– Чем вам Орлов не технократ? Все назначения очень разнообразные. Ведь назначают под конкретную задачу, всё индивидуально. Если кажется, что есть какой-то один типаж, это не так.

Есть профессиональный управленец с огромным опытом работы и в бизнесе, и в региональном управлении. Или, бывает, назначают политических тяжеловесов из местных, как Усс в Красноярском крае. Или Азаров в Самарской области.

Есть примеры технократов, которые пришли из федеральных корпусов власти. Разные есть модели. Главное, что центр пробует новые фигуры для того, чтобы обновлять состав правящей элиты, омолаживать ее. А где-то, наоборот, поддерживать старыми, проверенными  кадрами.

В ближайшее время логично было бы остановить губернаторские отставки, потому что и так их много произошло. Тем не менее, есть ряд губернаторов, которые находятся в подвешенном состоянии, и гипотетически отставки еще могут происходить.