Новые и старые полномочные представители президента

Владимир Путин подписал указы о назначении своих полномочных представителей в федеральных округах. Глава государства утвердил в должности трех новых полпредов, еще трое были переназначены во вторник, а один — ранее. 

Президент освободил от должности полномочного представителя в Северо-Кавказском федеральном округе Олега Белавенцева, назначив на этот пост заместитель командира Сил специальных операций, генерал-лейтенанта Александра Матовникова.

Белавенцев был назначен полпредом президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе 28 июля 2016 года, а до этого с 21 марта 2014 года был полномочным представителем в Крымском федеральном округе, который в июле 2016 года вошел в состав ЮФО.

Помощник президента Игорь Щеголев стал полномочным представителем в Центральном федеральном округе вместо Алексея Гордеева, который в мае 2018 года вошел в новый состав правительства в должности вице-премьера.

Также указом от должности полпреда в Уральском федеральном округе освобожден Игорь Холманских. Его сменил экс-помощник президента Николай Цуканов.

Сам Холманских, по данным РБК, будет выдвинут на пост председателя совета директоров Уралвагонзавода. 

Посты полпредов сохранили Александр Беглов, Сергей Меняйло и Владимир Устинов. Кроме того, 18 мая при формировании нового состава правительства пост вице-премьера — полпреда президента в Дальневосточном федеральном округе сохранил Юрий Трутнев.

В настоящее время полномочным представителем главы государства в Приволжском федеральном округе является Михаил Бабич, назначенный на этот пост в мае 2012 года. Пресс-служба Кремля пока не сообщала о кадровом решении президента по этой должности.

Заместитель директора «Центра политических технологий», политолог Алексей Макаркин в комментарии Политаналитике отметил, что в этих назначениях нет особых неожиданностей:

— Единственная интрига была по поводу Северо-Кавказского округа. Но в результате назначен человек непубличный для нынешнего времени, но принадлежащий к числу силовиков, из силовой корпорации, как и другие люди, которые имеют опыт работы в этом регионе.

У нас много говорят о том, что делать с полпредствами, причем слухи делятся на две части. Одна говорит, что будет рост влияния полпредств, другие – противоположные, – что они никому не нужны, их упразднят.

Нынешние кадровые назначения показывают, что всё развивается в среднем формате: полпредства не будут упразднять, они укоренились, они выполняют контрольную функцию. Они важны, когда идет речь о согласовании кандидатур глав регионов, исполняющих обязанности. Сейчас механизм таков: перед тем, как пройти избирательную кампанию, кандидат назначается исполняющим обязанности губернатора, и роль полпредства здесь остается. В то же время увеличения значимости этой роли тоже не происходит.

Те люди, которые были в элите, занимали те или иные должности, для них часто полпредство – почетная и солидная должность, демонстрирующая, что они остались в элите. Что они оттуда не ушли, что президент им продолжает доверять, и это такая высокая номенклатурная должность.

Скажем, помощник президента, который занимался вопросами коммуникации, Интернета – Щеголев – становится полпредом: это воспринимается как что-то закономерное, естественное. Это не значит, что роль полпреда повышается, это значит, что полпредство в системе органов власти носит стабильный характер.

В 2012 году, когда формировался предыдущий состав полпредов, был эксперимент: на Урал назначили Холманских, человека с несколько необычным опытом для российской власти, человека, который пришел из общественного движения в поддержку власти. Но, как я понимаю, сейчас ситуация другая, политическая обстановка изменилась, уровень поддержки власти даже сейчас, когда рейтинги снизились, очень высок, и, наверное, поэтому данный прецедент не получил дальнейшего развития. В данном случае уход Холманских не привел к тому, что на должность полпреда пришел человек с похожей на него историей.

Сейчас востребован, скорее, опыт: и государственной службы, и силовой, и гражданской; и это является одним из ключевых критериев при подборе кандидатур на должности полномочных представителей президента.