Межпарламентская дипломатия рушит идеологические преграды

Международный форум «Развитие парламентаризма», проходивший под эгидой Госдумы России, завершился принятием итоговой декларации. На заключительном пленарном заседании «Парламентаризм как институт международного сотрудничества» выступили главы парламентов, которые приняли участие в работе форума. Они отметили важность проведения таких крупных международных мероприятий для развития и укрепления межпарламентского сотрудничества, а также рассказали о содержании принятого документа.

Председатель Парламентской ассамблеи Средиземноморья Педро Роке в своем выступлении поблагодарил Государственную Думу за организацию форума и отметил, что за два дня его работы парламентарии из разных стран смогли обсудить актуальные и важные для всех стран проблемы.

«Парламентская дипломатия особенно важна, когда есть препятствия в межправительственных отношениях между нациями», — уверен политик. По его мнению, дипломатия парламентаризма – это бесценный инструмент, который помогает бороться с недоверием между парламентами.

В свою очередь, вице-спикер ГД Петр Толстой поблагодарил гостей за активную работу.

«Мы все, депутаты России и Европы, Латинской Америки, Африки, стран Азии и Ближнего Востока, декларируем приверженность нормам международного права и выступаем против эскалации конфликтов на планете в угоду чьим-либо геополитическим интересам», — подчеркнул депутат.

Он отметил, что мир проходит через эпоху глобальных преобразований, и потому «недопустима позиция соглашательства», а парламентарии не имеют права оставаться в стороне и «позволять другим определять нашу судьбу и судьбу человечества».

Глава политической экспертной группы, политтехнолог Константин Калачёв в интервью Политаналитике обращает внимание на то, как много может сделать межпарламентская дипломатия в нынешних условиях:

– Есть дипломатия, которая реализуется через исполнительную власть. Но именно парламентская дипломатия – инструмент, позволяющий решать вопросы, которые невозможно решить традиционным инструментарием. Парламенты могут способствовать взаимопониманию между странами и народами, поскольку за каждым депутатом есть люди, за него проголосовавшие.

По сути, речь идет о поисках нового инструментария, новых форм, позволяющих выстраивать отношения в динамично меняющимся мире (даже несмотря на то, что правительства иногда могут придерживаться иной политической линии).

В санкционном мире, где есть один основной центр влияния, который задает тренды, отношения с этим центром для исполнительной власти той или иной страны могут быть архиважны. Но ведь исполнительная власть формируется через власть законодательную, исполнительная власть может меняться. Отношения того или иного политика, скажем, с президентом США, с лидерами стран Европы не мешают этому политику строить собственные отношения с Россией, искать точки соприкосновения, обсуждать широкий круг вопросов, связанных не только с околороссийской проблематикой.

Вчера на заседании звучало много слов про постколониальную политику отдельных стран, много было из словаря моей молодости: «империализм», «антиимпериализм», «колониализм»… Но сейчас они наполнены другим содержанием. Очевидно, что сторонников многополярного мира больше, чем сторонников однополярного, в котором одна страна диктует остальному миру свои условия и определяет содержание всей мировой политики. Вчерашние выступления показывали, что стран и политических режимов, которые больше похожи на Россию, чем на США, большинство.

У каждого своя проблематика. Но всё то, что говорилось вчера, показало, что мир не сводится только к Трампу, Меркель и Макрону. Есть еще множество других политиков. Есть Индонезия – самая большая мусульманская страна, которая, может быть, на периферии внимания, но у которой есть свое мнение. Есть Катар, Монголия, Мексика – страны, которые не хотят быть объектом диктата с чьей-либо стороны.

Парламентская дипломатия – это выстраивание многополярного мира, поиск новых друзей и союзников, объяснение тем странам, которые занимают в отношении России жесткую позицию, кто мы такие и чего мы хотим. Это полезный и хороший инструмент, демонстрирующий, что Россия точно не находится в изоляции.

Что касается роли спикера Госдумы Вячеслава Володина, то сам факт проведения форума свидетельствует о его активной политической позиции. Те усилия, которые прилагает Володин, выглядят системными, креативными. Одно дело – встречи с теми или иными политиками, делегациями, а другое дело – мероприятие международного уровня, демонстрирующее, насколько велик запрос в мире на многополярность, справедливость, развитие парламентаризма вне внешнего диктата и так далее.

Политтехнолог Дмитрий Фетисов в комментарии нашему порталу анализирует речь Володина на открытии форума, обращая особое внимание на тезис о том, что в эпоху превалирования санкционной политики парламенты могут стать теми институтами, которые позволят государствам выстраивать нормальные рабочие отношения:

– Этот тезис чрезвычайно важен для России, учитывая внешнеполитическое давление. На таком негативном фоне парламентская дипломатия приобретает поистине огромное значение. Самое важное, что те международные мероприятия, которые проводит Госдума (хочу напомнить об относительно недавней конференции по борьбе с наркотрафиком), показывают, что Россия стала площадкой для межпарламентского диалога. Количество зарубежных участников такого рода мероприятий на Охотном ряду постоянно растет. Едут не только африканские и азиатские страны, но уже и представители европейских парламентов. Состав более чем статусный.

По тем дискуссионным площадкам, которые были на форуме, можно говорить, что парламентарии со всего мира нуждаются в таких площадках. Вопросы борьбы с терроризмом и наркотрафиком актуальны для всех. Госдуму России воспринимают как ту площадку, которая способна проводить такого рода мероприятия на высшем организационном и административном уровне.

Не могу не отметить роль спикера Володина, который с самого начала работы нынешнего созыва продвигал идею межпарламентской дипломатии. Это направление, несомненно, даст стране определенные плюсы в борьбе с санкциями. Гости Думы собственными глазами видят, что Россия не является агрессором, что это вполне современная, дружелюбно настроенная страна, которая готова к конструктивному сотрудничеству. В этом плане Володин, активно занимаясь вопросом развития парламентской дипломатии со стороны ГД, выполняет задачу государственного значения.

Политолог Аббас Галлямов, наоборот, считает, что главная цель организаторов форума — внутриполитическая:

– Российскому избирателю надо продемонстрировать, что страна не находится в международной изоляции. Как показывают опросы общественного мнения, люди всё больше считают, что это именно так и происходит. Это тревожит их всё сильнее.

Парламентская дипломатия в этом смысле — вполне подходящий инструмент. В парламенте практически любой страны мира можно найти людей, которые не согласны с внешнеполитическим курсом своего правительства и с удовольствием будут взаимодействовать с Россией.

Политолог Антон Хащенко поддерживает тезис об особой роли парламентариев, представляющих целые группы населения планеты:

– Люди делегировали своим депутатам право определять будущее стран и отношений с другими государствами. Поэтому в условиях сложной международной обстановки именно парламентская дипломатия может позволить сохранить доверие между народами, даже когда существуют проблемы на межправительственном уровне. И то, что именно Россия благодаря позиции руководства Госдумы активизирует это направление деятельности в масштабах всего мира, является, очевидно, дальновидной политикой. Которая в свою очередь, принесет свои плоды уже в обозримом будущем.