Депутаты Екатеринбурга решили сами избирать городского главу

Законодательное собрание Свердловской области приняло проект об отмене прямых выборов главы Екатеринбурга. Теперь мэра будут выбирать депутаты городской думы из числа кандидатов, предложенных спецкомиссией.

За инициативу проголосовали 42 народных избранника, против — четверо. Теперь законопроект должен подписать губернатор, после чего он будет опубликован и вступит в силу.

Должности мэра города и председателя городской думы в Екатеринбурге совмещены, этот пост с 2013 года занимает Евгений Ройзман. Выборы депутатов городской думы и председателя думы пройдут в сентябре 2018 года.

Ранее Ройзман раскритиковал губернаторский законопроект и заявил, что одна из причин его внесения — стремление областных властей не допустить его на выборы мэра. Представитель главы области Александр Иванов не согласился с ним, отметив, что законопроект «не ограничивает в правах граждан на занятие руководящих должностей в органах местного самоуправления».

«Изменения касаются фактически исключения общегородских выборов председателя думы. Логичным выглядит его самостоятельное избрание всенародно избранными депутатами из своего числа», — сказал Иванов.

Заместитель директора Центра политических технологий, политолог Алексей Макаркин в комментарии Политаналитике отметил, что Ройзман может добиваться успеха на всенародных, прямых выборах, но с депутатами у него нет никаких шансов, у него нет большинства не просто в гордуме, но даже и меньшинства, которое могло бы объединиться вокруг Ройзмана:

– Результаты здесь предсказуемы. Плюс понятно, что, если бы вдруг Ройзман пошел на выборы в заксобрание, то он получил бы результат, который имиджево ему был бы крайне невыгоден. Это такая особенность наших выборов, когда одни и те же люди голосовали за Ройзмана в 2013 году, но одновременно не голосовали за партию, которую он представлял на выборах в гордуму. У нас нет автоматизма голосования, когда ты выбираешь кандидата от партии мэра и кандидата от партии в городские депутаты. В результате в думе большинство у ЕР, серьезно представлена и «Справедливая Россия», у которых с Ройзманом сложные отношения.

По поводу распространения этой практики. Понятно, что это реакция на проблемы с двуглавой схемой, при которой есть глава города, и у него никаких особых полномочий нет, он – представительская фигура. И есть центр, который не избирается, с ним заключается контракт, он утверждается депутатами по согласованию с администрацией. Это второй человек. Понятно, что между ними могут быть конфликты, и схема работает не оптимально. Поэтому возникла идея прийти к одноглавости, но без прямых выборов.

Оценку этого перехода можно разделить на две части. Сам по себе переход к одноглавости я оцениваю положительно, потому что снимается вопрос о внутреннем конфликте между двумя хозяевами города. Таким образом, появляется один ответственный, что в данном случае плюс.

Теперь минус – такой подход реализуется в условиях, когда отменяются прямые выборы мэра. И всё равно ответственный избирается не напрямую. Часто это может быть человек, который не является фигурой общегородского масштаба, а просто удобен тем депутатам, которые за него проголосуют. Вопрос в том, сочтут ли граждане, что этот человек для них авторитетная фигура? Ведь глава города должен обладать авторитетом, быть легитимным представителем большинства горожан. Поэтому непрямые выборы – это плохо.

Будет ли это распространено на другие города-миллионники – Москву и Санкт-Петербург? Вряд ли. Эти города – субъекты федерации, у них другой статус. Мэр Москвы находится в одном ряду с главами других регионов. У нас есть практики непрямых выборов глав регионов. Но это выборы, в основном, в многонациональных республиках, где может быть конфликт между представителями разных общин.

В двух столицах такого нет. И понятно, что такая практика в области местного самоуправления не является прецедентом для исполнительной власти. Потому что мэр Москвы это не местное самоуправление, это исполнительная власть.

Будет ли это прецедентом для городов-миллионников, которые являются областными центрами? Я бы этого не исключал. Если в Екатеринбурге эта практика будет признана успешной, то возможно ее распространение на другие региональные центры. Но вряд ли это распространение будет носить автоматический и унифицированный характер.