Чему Маск должен научить Россию

Из всех искусств важнейшим является пиар. В истинности этого утверждения можно убедиться, сравнивая абсолютно пуленепробиваемый миф о великом гении современности Илоне Маске и реальные финансовые результаты его компании.

Напомним о наиболее свежих финансовых успехах компании Tesla Motors: «Tesla закончила 2018 год с убытком около $1 млрд и объявила об уходе финансового директора». В случае любой другой компании такая отчетность была бы воспринята как признак вопиющей некомпетентности руководства компании, а резкий уход очередного финансового директора (финансовых директоров и главных бухгалтеров Tesla Motors меняет как перчатки — по несколько в год) был бы справедливо воспринят как сигнал о том, что у компании явно наличествуют какие-то серьезные, но не раскрытые широкой публике, проблемы с финансами. Однако ореол «святого пророка хайтека Илона Маска» защищает акции компании от обвала, а аналитики уже говорят о наличии так называемой «премии за Маска» — то есть какой-то надбавки к цене акции просто за то что компанией руководит «сам Илон Маск».

Судя по статистике популярного среди продвинутой молодежи брокера RobinHood именно миллениалы не дают акциям Tesla упасть из-за скандалов: каждый раз когда крупные инвесторы продают (например, на новостях о массовых увольнениях или об очередных убытках), рядовые верующие в техномессию Маска — покупают. Это вряд ли может закончиться чем-то хорошим для юных инвесторов, но для России во всей этой истории присутствует важнейший урок: в современном мире для значительной части общества реальность вообще ничего не значит. Имеют значения красивые мультики, хайп, впечатляющие презентации и так называемая «интеллектуальная мода» (что само по себе оксиморон — мода и интеллект — несовместимы). Недавние опросы показывают, что российское общество, несмотря на все объективные успехи последних 20 лет, прибывает в жесткой депрессии и относится к своему будущему с ненавистью, отчаянием или безнадежным равнодушием. Это не имеет никакого отношения к реальности, но это прямой укор той части российской элиты, которая занимается информационной политикой: они не научились снимать и вливать в мозг общества правильные и яркие «мультики» и создавать пророссийский хайп. А без этой ключевой способности нашей стране не выжить в веке доминирования мемов над рациональным сознанием. Придется учиться боевому «хайпостроению» причем чем быстрее, тем лучше.