Госдума: задачи нового времени

12 декабря исполняется 25 лет с момента принятия нынешней Конституции Российской Федерации. Тогда же основной закон страны регламентировал возникновение Федерального собрания, и прежде всего Государственной думы, как законотворческого органа.

За прошедшие четверть века нижняя палата российского парламента претерпела серьезные изменения. От созыва к созыву менялись не только депутаты, менялись задачи. Были у Госдумы свои падения, в том числе рейтинговые. Особенно ярко недовольство ситуацией проявилось в ходе выборов в декабре 2011 года.

К моменту избрания нынешнего (седьмого) созыва ситуация кардинально поменялась. Были возвращены выборы по одномандатным округам, ведущая партия – «Единая Россия» провела праймериз, выбрав самых популярных кандидатов из своих рядов. Все это говорит о том, что нижняя палата, как один из ведущих органов власти, наиболее живой механизм. О том, какие преобразования могут произойти с Госдумой в последующие годы на портале «Политаналитика» рассуждает политолог Дмитрий Фетисов.

 

В какую сторону будет смещаться вектор работы парламента? На первое место я бы поставил работу с избирателями. Тот кризис политической системы, который мы сейчас наблюдаем, который выражается в падении рейтингов партии власти, и даже президента, и возможные социально-экономические потрясения (не будем вдаваться в их природу, констатируем только отношение людей к ним. А через них к власти в целом) показывают нам, что в системе нужны политические силы, политики, которые будут готовы спокойно общаться с избирателями. Политики, которые не бояться идти в народ, доносить до них позицию федеральной власти, позицию Кремля, объяснять, дискутировать, слышать те жалобы и возражения, которые есть, и находить общий язык.

В этом плане декларируемая сейчас и проводимая на практике в Госдуме установка на активную работу депутатов с избирателями – это как раз окажется очень полезным и востребованным механизмом для всей политической системы. У Кремля есть такая группа своих представителей в лице депутатов ГД, которые уже приобрели успешный опыт общения с людьми. Не все, конечно, но в целом, парламентарии, сейчас активно работая в своих регионах, получают практический опыт общения с людьми, и этот опыт может быть очень полезен федеральной власти.

Это сближение представителей законодательного органа власти с обществом, гражданами будет выходить на первую роль. Парламент все больше будет стремиться к тому, чтобы называться непосредственно народным. Не только в том смысле, что избирается гражданами России, но и в смысле постоянного контакта между депутатами и избирателями.

Что касается возможного отхода от самостоятельно законотворчества в пользу экспертизы вносимых тем же правительством законопроектов, мне кажется, парламент будет меняться постепенно и не радикально. Я не склонен считать, что будет какой-то крен. Вероятнее всего будет соблюдаться баланс: экспертиза законопроектов вносимых извне и одновременно повышение качества законопроектов, вносимых депутатами. В седьмом созыве, мы это уже видим.

Так же, скорее всего, возрастет наблюдательная роль парламента, то есть непосредственно функция контроля. Уже было озвучено во время работы над Бюджетом, что депутаты будут активно подключаться к работе правительства и контролировать исполнение майских указов президента. Вот в этих трех направлениях, которые в определенной степени связаны между собой, скорее всего и будет развиваться работа Госдумы дальше.