120 дней для кандидата в президенты страны. Главное – не только участие?

О целях и возможных результатах грядущей президентской кампании в материале для «Судебного индекса» рассуждает директор по исследованиям Фонда ИСЭПИ Александр Пожалов.   

Поскольку результат выборов заранее известен, за цели власти в кампании можно принять:

1) повышение явки, для чего и линейка кандидатов должна вызвать интерес у избирателей, а ее тематика должна расширяться;

2) внешнюю легитимность кампании (проходимость подписного барьера, отсутствие скандалов вокруг ущемления прав отдельных кандидатов);

3) создание побочных интриг в ходе кампании для привлечения внимания к выборам;

4) использование результатов президентских выборов для перезагрузки партийного поля.

Исходя из обозначенных целей, кандидатам (кроме фаворита) нужно найти себе нишу, в которой они были бы полезны для власти на выборах. От этого зависит получение финансовой поддержки (потому что самостоятельно бизнес не будет вкладываться в кампании других кандидатов) и доступа в федеральные СМИ и на телеэкраны. Соответственно, каковы обязательные шаги для кандидатов?

1. Определить свою специфическую аудиторию, а также позиционирование, которое сработает на явку узких групп избирателей, включая и тех, кто в последние годы не привык участвовать в выборах. Если кандидат будет в состоянии привести на участки, к примеру, малых предпринимателей и самозанятых, офисную молодежь, зоозащитников и экоактивистов, разочаровавшихся во власти и системной оппозиции пенсионеров, любителей бега и т.п., — то он вписывается в главную цель Кремля по поднятию явки и расширению содержания кампании. Но так как в разгар кампании нас ждут новые санкции США и, вероятно, давление во время Зимней Олимпиады, кандидатам лучше не вторгаться в сферу геополитики и не вставать на прозападные позиции (если это только не «патентованный кандидат-либерал»).

2. Договориться с непарламентской партией о выдвижении, чтобы собрать только 100 тысяч подписей, а не 300 тысяч. Малым брендам президентские выборы интересны тем, что регистрация своего кандидата (пускай он и наберет 0,01% голосов) автоматически защитит их от ликвидации на ближайшие 7 лет, даже если больше партия не примет участия ни в одних выборах. В противном случае, согласно ФЗ о политических партиях, в 2019–2020 годах большинство новых малых партий, появившихся после политреформы 2012 года, ждет массовая ликвидация по принципу неучастия в федеральных выборах и недостаточной географии выдвижения на региональных и местных выборах. Сегодня только 16 партий (14 участников последних выборов в Госдуму и 2 партии из пула Андрея Богданова — КПСС и Демпартия России) уже защищены от ликвидации в 2019–2020 гг.

3. Самому кандидату важно застраховаться от ситуации, когда в дальнейшем по каким-то причинам партия отзовет его с выборов или допустит юридические ошибки при проведении съезда и подаче документов в избирком. Поэтому задачу юридического сопровождения кампании кандидатам надо брать на себя, не рассчитывая на чужих партийных юристов (их у малых партий, как правило, и нет). Думаю, что ЦИК будет настроен к кандидатам лояльно, но при наличии очевидных юридических ошибок действовать комиссия обязана строго по закону.

4. Договориться с другими непарламентскими кандидатами, всерьез рассчитывающими зарегистрироваться на выборах, о перекрестном сборе подписей, когда один избиратель будет подписываться сразу за несколько кандидатов (это не запрещено законом). Этап сбора подписей придется на мертвый сезон, начавшись где-то с 20-х чисел декабря и закончившись к 25 января (не позднее 30 января кандидатам придется сдавать подписные листы в ЦИК). Фактически у кандидатов останется только две полноценные недели для сбора подписей в половине регионов страны. Практичнее и дешевле разделить штабы в регионах между несколькими кандидатами, так как на этом этапе они не конкуренты друг другу.

5. Если кандидат опасается, что ему будут чинить препятствия в регистрации или поставят под сомнение качество собранных подписей, а за его спиной имеется реальная база поддержки или достаточный ресурс сторонников в соцмедиа, — нужно озаботиться тем, чтобы заранее продемонстрировать власти и СМИ наличие такого актива сторонников и тем самым «защитить» их будущие подписи. Для этого, например, еще не поздно использовать проект «Российская общественная инициатива» и попытаться за оставшийся месяц собрать там несколько десятков тысяч подписей за свою инициативу. Можно использовать и другие онлайн-ресурсы по сбору подписей под петициями, но РОИ выгодна тем, что электронное голосование там авторизованное, в привязке к порталу госуслуг, то есть «официальное».

6. Заранее предусмотреть вариант выхода из кампании без потери лица. Выигрышным вариантом не только для многих непарламентских кандидатов, но даже и для кандидата от парламентской «Справедливой России» может оказаться самоотвод уже после регистрации в поддержку Владимира Путина, с призывом к сторонникам проголосовать за него — в обмен на то, чтобы приоритетный для такого кандидата вопрос оказался включен в программу Владимира Путина, то есть формальная цель была бы достигнута.

7. Если же кандидат планирует остаться в кампании до конца, то его основная задача после регистрации — быть ярче, убедительнее и свежее, чем отцы-основатели КПРФ, ЛДПР и «Яблока», направить на них «антиэлитный» пафос, но при этом избежать эксплуатации образа шута и скандалиста. Если кампания пройдет по нынешним трендам, то результаты марта 2018 года могут зафиксировать пик недоверия в крупных городах к старым лидерам «системной оппозиции» и ускорить переток голосов избирателей, по каким-то причинам не поддерживающим Путина, к новым кандидатам. Тем более что власть, по-видимому, сама заинтересована на этих выборах максимально вывести лидеров КПРФ и ЛДПР из зоны комфорта, чтобы, как минимум, заставить их поработать на мобилизацию электората своих партий (то есть на явку), а как максимум — ускорить их уход с политической сцены добровольно или через внутрипартийный конфликт (в случае провала на выборах).