Третье чтение бюджета в Госдуме: в центре внимания «социалка» и независимость от нефтяных цен

Госдума приняла закон о федеральном бюджете на 2018–2020 годы. «Мы считаем, что это бюджет роста, в нем заложены средства на повышение зарплат, на компенсацию пенсий, на компенсацию военным, на поддержку регионов», — заявил журналистам руководитель фракции «Единая Россия» Сергей Неверов.

Доходы бюджета в ближайшие три года будут расти в номинальном выражении, но сокращаться в процентах к ВВП. В 2018 году они составят 15,258 триллиона рублей, или 15,7% ВВП, в 2019 году — 15,555 триллиона, или 15,1% ВВП, в 2020 году — 16,285 триллиона, или 14,8% ВВП. Расходы  ожидаются на уровне 16,529 триллиона рублей (17% ВВП), 16,374 триллиона (15,9% ВВП) и 17,155 триллиона (15,6% ВВП). Дефицит бюджета в 2018 году составит 1,3% ВВП, а в 2019 и 2020 годах снизится до 0,79% ВВП.

Бюджет позволит выполнить социальные обязательства и создать условия для развития экономики при любой конъюнктуре. В него заложены четкие ориентиры по сокращению дефицита и оптимизации расходов, используется новая конструкция бюджетного правила, которая  поможет устранить дефицит уже в 2019 году.

Эксперты обращают внимание на то, что параметры бюджета прорабатывались весьма тщательно, но сам закон был принят довольно оперативно.

Политтехнолог Дмитрий Фетисов выделяет специальные парламентские слушания, в ходе которых представители профильных министерств смогли объяснить депутатам саму структуру бюджета, благодаря чему даже на каникулах у народных избранников была возможность поработать над документом:

– Этот ранний подход к рассмотрению бюджета сыграл свою позитивную роль.  При этом, как ни парадоксально, потратив значительно больше времени и отнесясь более чем серьезно к этому документу, Госдума приняла его в надлежащие сроки.

Да, бюджет такой социальной направленности,  что Госдума может записать себе его в актив. Надо учесть, что экономическая ситуация не простая, страна находится накануне президентских выборов,  и любые социальные потрясения сейчас нежелательны. Бюджет эти риски предусматривает  и поможет их избежать. Давно говорят о том, что  бюджет должен перестать зависеть от сырьевого экспорта. Пока полностью слезть с «нефтяной иглы» не получается. Но Госдума поработала с правительством и постаралась максимально (насколько это возможно) снизить данную зависимость.  Так что, бюджет в его нынешнем виде вполне устойчив к колебаниям цен на нефть.

Политолог Антон Хащенко обращает внимание на этот же момент:

– Если в 2014 году более 50% доходов федерального бюджета поступало из нефтегазового сектора, то уже в 2018-м эта цифра будет меньше 40%, а к 2020 году — только треть. При зафиксированной цене на нефть марки Urals на уровне $40 за баррель (будет ежегодно индексироваться на 2%) базовые нефтегазовые доходы в 2018 году составят 5,480 трлн рублей, в 2019 году — 5,247 трлн рублей, в 2020 году — 5,440 трлн рублей. При этом не-нефтегазовые доходы в 2018 году будут равны 9,779 трлн рублей, в 2019 году — 10,307 трлн рублей, в 2020 году — 10,845 трлн рублей.

Несмотря на заложенный рост зарплат, денежного довольствия военнослужащих и т.д., бюджет не носит характер раздачи предвыборных обещаний. Спокойный, взвешенный документ без популизма, опирающийся на реальность. Причем, с большой долей вероятности, если не случится какой-либо форс-мажор, реальные доходы будут выше прогнозируемых. И это значит, что они будут дополнительно распределяться по потребностям.