Федеральный бюджет имеет социальную направленность и необыкновенно важен в политическом смысле

Госдума приняла в первом чтении проект федерального бюджета на 2018–2020 годы.

По мнению министра финансов Антона Силуанова, он отвечает тем задачам, которые стоят перед страной: во-первых, простимулировать рост, обеспечить высокие темпы роста экономики. И во-вторых, восстановить те доходы населения, которые снизились в сложный для страны период 2015–2016 годов.

Чиновник заверил депутатов, что правительство более точечно подходит к вопросу распределения межбюджетных трансфертов, чтобы «более эффективно, справедливо» его осуществить. «Мы также предусматриваем совершенствование методик для выравнивания бюджетной обеспеченности и будем предлагать в рамках трехсторонней рабочей группы распределять средства, предусмотренные на повышение зарплаты, обеспечение сбалансированности бюджета», — сказал глава Минфина.

Проект бюджета на 2018 год и плановый период 2019–2020 годов составлен с учетом повышения, а не снижения темпов роста экономики: на это обратил внимание депутатов спикер Вячеслав Володин.

«В 2015–2017 годах при принятии бюджетов мы с вами исходили из того, что у нас идет снижение темпов экономики и снижение ВВП, – сказал Володин. – Сейчас у нас в базовых показателях бюджета уже заложен рост экономики — это очень важно. Мы с вами вышли из стагнации, преодолели вызовы».

Фракция «Единая Россия» провела большую работу в рамках подготовки бюджета в «нулевом» чтении, напомнил журналистам руководитель фракции Сергей Неверов. «Хочу сказать, что в рамках подготовки к первому чтению нам удалось сохранить и поддержать очень многие направления, которые будут отражены в бюджете», — добавил он.

Глава единороссов сообщил, что при принятии проекта бюджета в первом чтении будет принято и постановление, содержащее предложения по его доработке ко второму чтению. «В этом постановлении будут дополнительно отражены все вопросы, которые обсуждались на наших площадках, – это и поддержка аграриев, поддержка регионов, промышленности и целый ряд других вопросов», — отметил Неверов.

При этом он подчеркнул, что именно «в рамках обсуждения с профессиональными сообществами, представителями регионов нам удалось сохранить важные направления, которые, мы уверены, обеспечат рост экономики и — самое главное — выполнение всех социальных обязательств государства».

Первый заместитель председателя Госдумы, единоросс Александр Жуков напомнил, что проект бюджета основывается на экономическом росте немногим более 2% на каждый год. «Но важнейшая черта заключается в росте доходов бюджета, не основанных на поставках нефти и газа, растет доля ненефтегазовых доходов бюджета… Это очень важно, потому что мы в значительно меньшей степени в этом бюджете будем зависеть от конъюнктуры цен на нефть и газ», — считает он.

Звучала и критика документа. К примеру, лидер КПРФ Геннадий Зюганов заявил, что «по-прежнему бюджет обслуживает богатых и урезает всех остальных».

Политтехнолог Дмитрий Фетисов считает, что сама мировая обстановка (учитывая зависимость бюджета от цен на нефть и возможное их падение в следующем году), так или иначе, делает бюджет тяжелым. Но сам факт, что сейчас ГД делает серьезную ставку на социальную сферу, – очень важен.

– Если более-менее глобальные проекты как на федеральном уровне, так и в регионах уже решены (то же финансирование Крыма, ситуация на Кавказе), то необходимость укреплять социалку заметна. То, что Госдума идет по этому пути, – это правильно.

Другой момент, что даже сейчас рано прогнозировать, каким будет окончательный бюджет. Потому что уже над ним в Госдуме была проведена масштабная работа, и видно, что депутаты понимают всю сложность задачи, стоящую перед ними. Очень ответственно к ней подходят, дискуссии продолжатся. И все эти мнения будут учтены уже при окончательном рассмотрении документа.

Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, профессор НИУ ВШЭ, член экспертного совета Фонда ИСЭПИ Леонид Поляков оценил политическую значимость бюджета:

— Принятие бюджета – это важно! Это событие, имеющее политическое значение. Роспись доходов и расходов, ориентация бюджета и его направленность – это всё видно сразу, по всем статьям, которые туда заложены.

По дискуссии, которая развернулась в стенах Госдумы вокруг документа, ясно, что нижняя палаты стала реальной площадкой для дискуссий, на которой идет обсуждение всех ключевых социально-экономических вопросов. Левые фракции всегда будут настаивать на большей социальной направленности. Понятно, что у правительства есть свои расчеты и свое мнение.

Самая главная задача – получить сбалансированный бюджет. Очень важно, чтобы социальная направленность была ярко выражена и чтобы все основные обещания, которые были сделаны после выборов, так или иначе подкреплялись финансово. Но есть конкретная финансово-экономическая ситуация, которую правительство держит на контроле. Это такой очень важный политический переговорный процесс, достижение компромисса, когда, что называется, «и волки сыты, и овцы целы».

Я думаю, что первое чтение бюджета стало индикатором состояния нашего общества, поскольку критически настроенные парламентские фракции выражают позиции заметной части граждан. И этот факт надо будет принимать во внимание при втором чтении: оно для того и существует, чтобы вносить необходимые корректировки, чтобы все заинтересованные группы нашли удовлетворение своих запросов. Особенно сейчас, когда Россия вступает в президентскую кампанию. Бюджетники, несомненно, могут повлиять на результаты голосования в марте следующего года.

Политолог Антон Хащенко напоминает, что критика проекта бюджета парламентской оппозицией – в общем-то, распространенная в мире практика. И Россия тут не исключение. Разве что, в нашем случае мы имеем дело с желанием заработать политические очки в преддверии главных выборов в марте 2018-го.

– Тут нужно четко понимать, что, каким бы хорошим ни был бюджет, принятый в первом чтении, это всё абсолютно не важно на фоне той предвыборной логики, которой подчинены действия и заявления депутатов оппозиционных фракций. По всей видимости, прийти к какому-то компромиссу, несмотря на то, что обсуждение бюджета и работа над ним продолжается, все-таки не получится. Оппозиция априори старается дистанцироваться от решений власти перед выборами, чтобы иметь пространство для критики. А их популистские «хотелки» невозможно удовлетворить в полном объеме (если, конечно, мы не хотим получить абсолютно неисполнимый бюджет).

Что же до самого проекта бюджета, то к позитивным моментам можно отнести рост в натуральном выражении расходов на здравоохранение, образование и науку, доведение минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума. Ну и, конечно, нельзя не приветствовать рост доходов, не основанных на поставках нефти и газа. Сокращение доли доходов бюджета из нефтегазового сектора с 50% в 2014-м до трети в 2020-м – это серьезно и дает поводы для оптимизма.