ПОЖАЛОВ: Дорабатывая закон о реновации, Госдума выполняет требование президента о соблюдении прав граждан

В четверг поздно вечером депутаты всех четырех фракций Госдумы внесли базовый пакет поправок к законопроекту о реновации пятиэтажек в Москве. Поправки, предложенные депутатами, гарантируют, что квартиры всем жителям, в том числе Центрального округа, могут предоставляться только в нынешнем районе проживания – если жилец письменно не согласится на иное, исключения – Зеленоград и новая Москва, где переселение возможно в пределах округа. В программе должны участвовать лишь те дома, где большинство жильцов ее поддержит в ходе голосования, но жильцы должны иметь право в любой момент выйти из программы на основании решения общего собрания собственников квартир. Чтобы заблокировать снос, достаточно одной трети жильцов плюс один голос. Поменять это решение можно будет только спустя какое-то время. Жилье должно быть предоставлено со всеми удобствами, включая ремонт. По словам единороса Петра Толстого, обсуждается также  вопрос о двух вариантах: такое же жилье в том же районе или жилье большего размера в другом.

Напомним, что ранее на этой неделе Московская городская дума приняла документ,  существенно увеличив гарантии жителям домов, попавших в программу реновации.

Так же в пятницу Госдума существенно сократила сроки подачи поправок ко второму чтению федерального законопроекта о реновации. Первоначально планировалось принимать их до 21 июня, с тем, чтобы второе чтение прошло в начале июля. Однако в ходе пленарного заседания палата проголосовала за перенос окончания срока подачи поправок на 3 июня.

Спикер Госдумы Вячеслав Володин объяснил это решение тем, что окончание голосования жителей Москвы по данному проекту назначено на 15 июня и люди, голосуя, должны видеть все изменения, которые претерпел федеральный закон ко второму чтению.

«У нас есть две стороны этого вопроса: когда люди обсуждают проект, они не видят федеральный закон, и получается, что они руководствуются при обсуждении только нормами, которые приняты на уровне Мосгордумы, но она не может принять решения в области защиты прав граждан, это федеральные полномочия. Поэтому нам было бы правильно сформировать позицию и озвучить ее людям, иначе они будут смотреть первое чтение, а первое чтение – это только концепция», — пояснил Володин в ходе заседания.

Директор по исследованиям Фонда ИСЭПИ, политолог Александр Пожалов  в интервью Политаналитике отметил ряд важных моментов, связанных с изменением законодательства, обеспечивающего программу реновации:  

— Что касается сроков внесения поправок: и городской закон, который называется «О дополнительных гарантиях прав москвичей при переселении», неслучайно оперативно был внесен в Мосгордуму и принят уже на этой неделе; и депутаты Госдумы приняли решение ускорить внесения своих поправок именно для того, чтобы москвичи, которые с 15 мая по 15 июня должны проголосовать по поводу участия в программе реновации, могли это сделать, что называется, с открытыми глазами, четко понимая, какие у них есть правовые гарантии, гарантии расселения в том же районе, гарантии выбора между предлагаемыми вариантами квартиры.

Это правильно, что поправки и в городской, и в федеральный закон будут озвучены уже в ходе голосования, чтобы москвичи могли ответственно отнестись к своему выбору, потому что встреч, которые проходили до этого в районах, с главами управ, с депутатами, оказалось просто недостаточно. Многие жители пятиэтажек в принципе не против участия в программе, но у них масса конкретных вопросов: куда, какие есть гарантии по отстаиванию своих прав, какие гарантии того, что можно будет выбрать из нескольких вариантов предложенных квартир, какие есть возможности переменить свое решение, если адрес, которые будет предложен, окажется не устраивающим, и так далее.

Все принятые депутатами решения позволяют снизить политические и конфликтные настроения в ходе голосования по программе и помогают жителям, которые заинтересованы в переселении в новые дома, свой голос отдавать, четко понимая, за что они голосуют.

Второй момент – почему произошло ускорение сроков. Город уже существенное переработал со своей стороны программу реновации, после того как сократил больше чем в два раза список домов, которые был в итоге вынесен на голосование, усилил роль общих собраний собственников жилья при принятия решения о входе в программу, или о выходе из этой программы. Даже городской закон «О дополнительных гарантиях» тоже существенный шаг вперед по сравнению с теми параметрами программы реновации, которые обсуждались на старте в марте-апреле. Городской закон принят таким образам, что вступит в силу примерно с началом действия федерального.

Сейчас, после того как программа существенно доработана, и развернута в сторону интересов жителей, становится важно для городских властей и Госдумы, чтобы федеральных закон был принят в нынешнюю сессию и вступил в силу уже этим летом. Иначе потом перерыв до середины сентября, и дальше эту программу можно будет принять только осенью, а начало реализации вообще отложится на начало следующего года. Московские власти заинтересованы в том, чтобы начать ее раньше, и на это есть запросы у жителей, чтобы переехать как можно скорее. Есть дома, жители которых  готовы переезжать сейчас, особенно это касается окраины Москвы, где жилье находятся в плачевном техническом состоянии.

Поэтому принятие федерального закона летом и вступление в силу летом позволит одновременно ввести в действие и городской закон о гарантиях, и программу, сформировать и начать реализовывать таким образом, чтобы уже осенью произошли первые переселения. Логика в этом есть.

Теперь о том, почему в Госдуме представители всех фракций вышли с предложениями одновременно. Изначально законопроект был внесен только депутатами от «Единой России», причем представляющими только Москву, и еще депутатом от ЛДПР, тоже от Москвы. Основная критика первоначальной версии закона велась по двум линиям – первое, в нем действительно были крайне сужены гарантии судебной защиты прав граждан, которые сейчас депутаты восстанавливают через поправки второго чтения. Второй изъян содержал огромное количество умолчаний, по сути, откладывая конкретизацию целого ряда норм на уровень городского закона, или даже постановлений правительства Москвы. То есть, предполагалось принять некий рамочный федеральный закон, который содержит большое количество изъятий из тех норм, жилищного кодекса, градостроительного кодекса, которые защищают интересы жителей, при реализации градостроительных программ, и он не содержал конкретных принципов и норм, которые должны были быть приняты на городском уровне.

Дума перед правительством отстаивала позиции, что кабинет по наиболее значимым законопроектам должен теперь показывать проекты подзаконных актов, прежде чем закон будет принят в третьем чтении и окончательно вступит в силу. Тот же самый подход был применен и в отношениях с Москвой по теме реновации, неслучайно появился городской закон.

Сейчас депутаты реализуют волю президента, который однозначно заявил о том, что не готов будет подписать закон, который вызываеть беспокойства жителей, и в котором будут ослаблены гарантии прав граждан. А мы помним, что при первом чтении те же коммунисты в Госдуме обусловили свою поддержку закона только тем, что во втором чтении будут включены существенные поправки. Та же самая позиция была у депутатов «Справедливой России». Прежде всего, Галина Хованская и ряд других депутатов от СР  голосовали против этого закона в первом чтении.

Сейчас то, что все четыре фракции включились в работу над поправками – это естественный процесс, это отражает стремление фракций  реализовать поручение президента, которое прозвучало по поводу реновации. В то же время все четыре фракции понимали, что закон о реновации нужен, причем нужен не только для расселения жителей пятиэтажек Москвы, он нужен как возможная будущая модель для расселения ветхого и устаревшего жилья в регионах. Сейчас у нас завершается программа расселения аварийного жилья в регионах,  очевидно, что подобные законодательные решения потребуются и на будущее, учитывая объем бараков, которые не поддаются капремонту.  Поскольку этот процесс нельзя остановить, а нужно возглавить и развернуть лицом к жителям для защиты интересов собственников, естественно, что все четыре фракции включились в эту работу.

То, что это консолидированные поправки обеспечивает высокую вероятность их принятия. И это, по сути, будет некая консолидированная позиция Госдумы, и президенту будет проще подписать закон, который доработан с участием всех фракций и получит поддержку с участием всех фракций.

Цель коллективного внесения поправок – состоит в том, чтобы ГД единогласно поддержала этот законопроект. Если какие-то фракции в полном составе будут выступать против, это, как раз, для президента может быть сигналом о том, что закон не устранил недостатки, раскалывает часть общества и есть риск наложения вето на этот закон.

Если поправки внесены всеми четырьмя фракциями, и сам закон в первом чтении поддержат все политические силы, то и оснований не подписывать его у президента не будет.

Это же и в интересах Москвы, здесь никакого противопоставления, депутаты Госдумы выполняют свою часть работы, потому что защита судебных прав граждан  — это предмет федерального законодательства, а конкретные гарантии при переселении — это  предмет городского закона. Я допускаю, что объем гарантий в федеральном законе окажется даже большим, чем сейчас есть в городском. И может быть с учетом норм принятого федерального закона потом городской тоже потребуется расширить, чтобы он соответствовал федеральному полностью.

А в целом, оба уровня законодательной власти выполняют свою работу, депутаты Мосгордумы – на городском, депутаты Госдумы – на федеральном, поскольку процесс имеет не только московское значение, а  эта некая модельная законодательная рамка для решения вопроса устаревшего жилья в регионах в будущем.