Планы на осень: Госдума сохранит конструктив в отношениях с кабмином и сосредоточится на внутренней повестке

Депутаты ГД составляют план работ на осеннюю сессию. По данным российской прессы, в ближайшее время нижняя палата сосредоточится на  реализации президентского послания Федеральному собранию. Для этого нужно одобрить 98 законов: 50 из них уже приняты, 23 находятся на рассмотрении, еще 25 законопроектов пока не внесены. 

​Кроме того, в приоритете международное сотрудничество и парламентский контроль. По крайней мере, об этом на закрытии весенней сессии говорил председатель Думы Вячеслав Володин. По словам его коллег, контроль планируется усилить по трем направлениям: расширить взаимодействие со Счетной палатой, добиться более длительного обсуждения госпрограмм и усилить контроль над выполнением постановлений Думы по итогам правительственных часов. До конца года при Володине сформируют два новых совета (по культуре и межконфессиональным отношениям) и экспертный совет для анализа резонансных законопроектов. Планы международных поездок тоже утвердят в ближайшее время: пока известно, что Дума готовит конференцию «Парламентарии против наркотиков» и примет участие в конференции по борьбе с терроризмом в Пакистане.

​Заметное место в кампании займут вопросы исполнения президентских поручений по решению проблем простых людей, предполагает  директор по исследованиям Фонда ИСЭПИ, политолог Александр Пожалов. Поскольку в парламентской повестке в 2017 г. преобладают социально-экономические сюжеты, а осенью работа Госдумы будет строиться вокруг принятия бюджета на первую трехлетку нового президента, то, занимаясь этими вопросами, Госдума и Совет Федерации станут одними из участников президентской кампании, отметил эксперт в интервью газете «Ведомости«.

​»Весной депутаты распробовали формат открытых парламентских слушаний – это тоже форма парламентского контроля за ведомствами и региональными властями в социально чувствительных вопросах. Мы помним, что слушания по переработке закона о реновации были назначены после того, как Владимир Путин предупредил, что не подпишет закон, нарушающий права москвичей», напоминает Пожалов.

​Ну а к концу года Дума станет площадкой для самопрезентации кандидатов от оппозиции, но критика будет звучать не в адрес президента, а в отношении премьера и министров, прогнозирует Пожалов: «Уже в ходе голосования по бюджетному пакету будущие кандидаты в президенты от парламентской оппозиции начнут занимать более резкую позицию по отношению к министрам экономического и социального блоков».

​Доктор политических наук,  политолог Ростислав Туровский  считает, что этой осенью в фокусе внимания Думы будут находиться вопросы внутренней политики:

​– Это естественным образом связано и с функционалом парламента, поскольку на внешнюю политику он влияет в гораздо меньшей степени, чем на политику внутреннюю. Также это связано и с приближением президентских выборов. Поскольку для оппозиции Госдума является важнейшей площадкой, будут звучать разные инициативы, но, скорее, в социально-экономической сфере. Это можно будет считать и предвыборной  платформой кандидатов в президенты, которые будут выдвигаться, например, от КПРФ и ЛДПР. В то же время со стороны ЕР будет обеспечиваться определенная синхронизация деятельности партии с ее думской фракцией для дальнейшего формирования повестки президентской кампании основного кандидата.

​Если эта синхронизация будет обеспечена, то это усилит позиции Госдумы и «Единой России», будет способствовать дальнейшему развертыванию избирательной кампании Путина. Другими словами, эта синхронизация (где повестку будет задавать президент, а Дума со своей стороны будет участвовать в реализации его инициатив) может стать важной основой работы парламента в ближайшей месяцы и по мере приближения марта.

​Что касается внешней политики, в этой сфере у Госдумы традиционно ограниченный функционал. Можно ожидать, что нижняя палата будет выступать с теми или иными внешнеполитическими инициативами, причем это может происходить в разных форматах: как парламентского консенсуса (поскольку позиции парламентских партий близки по вопросам внешней политики), так, возможно, и без него (если какие-то фракции попытаются выступить со своими собственными инициативами).  Но все-таки в данном случае Госдума вряд ли будет принимать какие-либо фундаментальные решения.  Скорее, она будет участвовать в формировании публичной повестки российской внешней политики.

​Работа с правительством – отдельное направление.  На мой взгляд, между нижней палатой и кабинетом налаживается конструктивное взаимодействие, и весенняя сессия это ярко продемонстрировала.   Но подчеркну, что формат этой работы будет консенсусным, конструктивным и будет связан с формальным и неформальным согласованием позиций между двумя органами власти.

​Генеральный директор Центра политического анализа Павел Данилин, со своей стороны,  не может со всей определенностью утверждать, что именно внутренняя политика будет поставлена во главу угла:

​– Дело в том, что следующая сессия придется на сложный период предвыборной кампании. И в ходе этой борьбы сложно предполагать, что именно политические вопросы будут занимать избирателей больше всего. Скорее всего, центральными будут вопросы экономического и социального развития. Ведь внутренняя политика подразумевает именно слово «политика», а я говорю о социальном развитии, социальных гарантиях и т. д.

​Хотелось бы отметить, что Госдума регулярно принимает участие в решении вопросов внешней политики. Ее роль в этом отношении повысилась за последнее время. Поэтому можно ожидать сохранения этой тенденции и в дальнейшем.

​Опять же, в предвыборный год ситуация складывается таким образом, что активность правительства в сфере законодательной деятельности снижается, находится в ожидании пересменки. Я бы не сказал, что существенно возрастет роль работы ГД по обеспечению деятельности кабмина. Министры сами по себе включены в контекст предвыборной гонки. Само собой,  полагаю,  конструктивное взаимодействие между Госдумой и правительством как минимум сохранится.