Владимир Путин – демонизированный герой Запада

Владимир Путин выиграл читательское голосование американского журнала Time. Российский президент набрал 6,95% голосов, что позволило ему занять первое место. На второй строчке оказалась южнокорейская певица Ли Че Рин из группы 2NE1. В топ-5 также попали певицы Леди Гага, Рианна и Тейлор Свифт. Кроме российского президента, единственными людьми вне сферы шоу-бизнеса, которым удалось попасть в первую десятку, стали Далай-Лама, пакистанская правозащитница Малала Юсуфзай и папа римский Франциск

Барак Обама и его жена Мишель вплотную подошли к первой десятке Time с 1,4% и 1,2% голосов соответственно. В список 100 самых влиятельных людей вошли также лидер ФРГ — Ангела Меркель (0,9 процента), КНДР — Ким Чен Ын (0,8 процента), Украины — Пётр Порошенко (0,7 процента). Более половины принявших участие в голосовании были из Соединенных Штатов Америки. Сколько американцев проголосовали за российского лидера, журнал не уточняет. 
Кремль полагает, что результат Владимира Путина вполне объясним и не требует особых комментариев. По словам пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, «то, что президент является одним из самых популярных, известных и, в том числе, уважаемых политиков в мире, — это очевидный факт».

Закономерность победы Путина, особенно в сравнении с результатом Обамы, усматривают и многие эксперты. По словам директора Международного института политической экспертизы Евгения Минченко, реальные полномочия президента России гораздо шире, чем у президента США. «Понятно, что США – это сверхдержава, но «коридор», в котором двигается президент США, гораздо уже коридора, по которому двигается президент России», – заявил Национальной службе новостей Минченко. Вообще же, по мнению эксперта, оценка влиятельности – очень субъективная вещь. Фамилии ряда по-настоящему влиятельных людей знают немногие. 
 

Примечательно, что в рейтинге Time главными конкурентами Путина стали не политики, а звёзды поп-культуры. В этом смысле можно говорить о существовании своего рода культа Владимира Путина на Западе. «Я думаю, что рейтинг свидетельствует о влиянии Путина на поп-культуру. В этом смысле, он — в какой-то степени ещё и поп-идол. Президент Путин — фигура, которая заняла своё место с точки зрения имиджа, драйва, стиля. Путин создал свой неповторимый стиль политического лидерства», – подчеркнул директор Международного института политической экспертизы. 
 

Как бы аналитики не объясняли успех Путина, его пресс-секретарь прав – фамилия главы российского государства у всех на слуху. Вот уже второе десятилетие его образ не сходит с первых полос ведущих мировых СМИ. При этом надо признать, что с течением времени степень влияния Путина на геополитику только растет. 
Два года подряд – осенью 2013-го и 2014 года – самым влиятельным человеком в мире Путина признавал журнал Forbes. При составлении рейтинга учитывались три критерия: число людей под управлением участника списка, имеющиеся в его распоряжении финансовые ресурсы и количество сфер общественной жизни, на которые этот человек оказывает влияние. Бывшая в 2013 году главным редактором русской версии Forbes Елизавета Осетинская объяснила выбор редакции политикой России в Сирии, а также поступками Путина, в которых тот продемонстрировал независимость. «В отличие от многих, он сам определяет, что он хочет говорить или что он хочет делать», – сказала Осетинская.
Следует признать, что популярность и авторитет российского президента в западном общественном мнении вовсе не являются следствием добрых чувств к нему. Запад, судя по всему, уже ответил на свой же собственный вопрос «Кто вы, мистер Путин?», и наделил образ российского президента мифологическими чертами. 
Что касается журнала Time, то Владимир Путин довольно часто попадал на его обложку. Изучая эти иллюстрации можно представить себе траекторию дрейфа западного общественного мнения в отношении российского лидера: от недоверия и смутных сомнений до очевидной враждебности и обвинений во всех смертных грехах. 
Впервые его фотографию издание опубликовало в марте 2000 года, сопроводив надписью «Out of the Shadows». Тогда журнал задался вопросом, сможет ли Путин изменить Россию, прежде чем Россия изменит его самого? 
297395.jpg

Затем, в январе 2001 лицо президента России было опубликовано в коллаже с памятником Ленина и сопровождалось словами "Putin’s Russia", намекая в тексте самого материала на то, что Путин становится все более авторитарным правителем.

06.jpg

В третий раз Путин появился на обложке европейского издания Time в ноябре 2003 года после ареста экс-главы нефтяной компании «ЮКОС» Михаила Ходорковского

2003.jpg

Тогда в заголовке говорилось о жесткой игре Путина и его команды и выдвигалось предположение, что президент собирается вернуться к советскому стилю правления. 

В июле 2006 года лицо Путина появляется на обложке в капле нефти, а заголовок рассказывает о силе российского «черного золота» и использовании его, как политического инструмента.  

20060710_400.jpg

В конце 2007 года Владимир Путин вновь становится человеком кода по версии Time. На этот раз внимательный, чуть с прищуром взгляд кадрового советского разведчика уступает место брошенному свысока взору «самодержавного владыки». Фотография как будто бы взята из личного дела Путина, что еще больше подчеркивает драматизм происходящего.

original-2.jpg

Заголовок под снимком гласит: «Владимир Путин. Царь Новой России». 

К этому же времени относится обложка журнала «The Economist». Здесь Путин изображается в характерной ленинской позе вождя мировой революции, возглавляющего танковые колонны, авиационные эскадрильи и солдатские шеренги. 

c0814dfcea796609f6de8c3ab1c.jpg

Очевидно, что оба эти журнала подчеркивают особый стиль власти Владимира Путина, нетипичный для западной либеральной демократии. 

Примерно на то же самое намекает обложка журнала Courrier International.

putin_07.jpg

По мнению эксперта в области брендинга и визуальных коммуникаций Павла Родькина, Путин персонифицирует для западных СМИ возрождение Российской империи в форме СССР, как бы парадоксально это ни звучало. «Советская стилистика, о которой сохранилась память, просто является в данном случае наиболее доступной и понятной для массового тиражирования. Образ этот глобален, выходит за рамки обычной политической карикатуры на конкурента или нелюбимого политика. Имперские образы свидетельствуют о глубочайших фантомных страхах пред возрождением России, а также стереотипности западного политического мышления. Отсюда и нарочитая, можно сказать обязательная, агрессивность и милитаризм образа Путина в западных СМИ», – полагает эксперт.

В декабре 2011 снимок Путина была опубликован на обложке европейского издания Time с подписью «Он правил Россией 12 лет, но постсоветское поколение хочет знать, почему жизнь в стране не улучшилась».

1379155064163914.jpg

В следующий раз Путин попал на обложку Time в марте 2012 года сразу после президентских выборов в России. 

20120305_600.jpg

Заголовок гласит: «Невероятно уменьшающийся премьер-министр России». В этом номере Time была опубликована статья Саймона Шустера с предупреждением, что в случае победы Путина миру придется иметь дело с более опасной Россией, чем раньше. В Кремле сочли автора статьи «путинофобом» и «русофобом». 

К этому же времени относится обложка журнала Bloomberg Businessweek. Она как бы собрана из смыслов и понятий, формирующих, по мысли авторов, политико-экономические реалии России того времени. 

bbw2012-02-13-putin.jpg

Безусловно, эта обложка – повод для дискуссии. По мнению профессора Университета Сан-Франциско Андрея Цыганкова, американское общество на самом деле плохо представляет себе российские реалии и колеблется с «линией партии», т.е. правящей группировки, не обладая устойчивостью представлений о России. Американцы нередко не знакомы с элементарными фактами и не горят желанием изменить такое положение дел. Но это не русофобия в чистом виде. Это, скорее, национальный эгоцентризм и конъюнктурность. К слову, профессор отмечает, что российское восприятие Америки также не отличается глубиной и проницательностью, хотя, возможно, и не столь провинциально.

В очередной раз президент России Владимир Путин украсил собой обложку Time в сентябре 2013 года. Фото главы российского государства сопровождает подпись «Америка слаба и колеблется. Россия богата и возрождается – и ее лидера не заботит, что о нем думают» все того же вездесущего Саймона Шустера.

g20130920big.jpg

В американском издании журнала место истории об успехе Путина занимает статья о компенсациях спортсменам в колледжах. Очевидно, что редакция журнала пошла на такой шаг не от хорошей жизни. Издание The Washington Times вынуждено констатировало, что «Владимир Путин – знаменитость мирового и уж никак не местного масштаба». По мнению газеты, появление российского президента на обложке – очередное свидетельство того, что авторитет США в мировом сообществе падает. В 2013 году главе России международное сообщество оказало гораздо больше доверия, чем Бараку Обаме, – делают вывод журналисты.

В 2014 году Владимир Путин оказывался на обложке журнала Time аж два раза. Первый – в марте. На обложке написано: «Российский лидер, кажется, держит все карты в Крыму. Но до сих пор не выиграл». По мнению редакции журнала, если вторжение в Украину для Путина и не обернется катастрофой, то победителем из конфликта он точно не выйдет.

original-3.jpg

Еще один раз президент Владимир Путин попал на обложку журнала Time в прошлом августе. Основной темой номера стало крушение Boeing 777 компании Malaysia Airlines на востоке Украины. Глава российского государства отбрасывает тень пассажирского лайнера. Намек ясен. Надпись на обложке гласит: «Вторая Холодная война» с припиской «Запад проигрывает в опасной игре Путина. Кто-нибудь остановит Путина?».

putin-cover.jpg

Многие эксперты сходятся во мнении, что подобные обложки западных СМИ, формирующих повестку и общественное мнение, — это, скорее, признание силы России, пусть даже в странной и извращенной форме. Как подчеркивает уже упомянутый Павел Родькин, эволюция образа Путина от обычного политика к символу, насыщенному глубоким историческим и идеологическим смыслом, является значительным шагом, который еще только предстоит полностью осмыслить.

Ну а в целом, зарубежная пресса склонна к преувеличению во всем, что касается Путина. Российского президента демонизируют и возвеличивают одновременно, пытаясь преуменьшить степень его влияния и тут же с фактами в руках доказывая свою собственную неправоту. На самом деле западные медиа реанимируют привычную для многих стилистику «холодной войны», до поры «замороженную» сознании западного политического истеблишмента. Эта та настоящая и весьма неуютная реальность, с которой пришлось столкнуться всему международному сообществу, «неожиданно» отброшенному в средину прошлого века.