Губернаторам-назначенцам из центра проще оптимизировать региональные бюджеты

Фонд «Петербургская политика» обнародовал очередной рейтинг социально-политической устойчивости регионов.

Завершение осенней ротации губернаторов должно было подвести черту под периодом потрясений и обозначить более четкие правила игры в ходе подготовки к президентским выборам, но говорить о полном решении этих задач пока преждевременно, считают эксперты фонда. По их мнению, логика переориентации политсистемы под решение главной задачи требовала минимизации возникающих трений, но в регионах сохраняются неразрешенные противоречия, способные навредить президентской кампании.

Особенно опасен конфликт между необходимостью демонстрации единства власти и несбалансированностью в межбюджетных отношениях. Регионы ожидают от центра преференций, но выбор схемы их предоставления может оказаться конфликтным. Это ставит в сложное положение как губернаторов-ветеранов, так и технократов, имеющих меньше опыта адаптации регионов к серьезному пересмотру правил игры.

Другой серьезный конфликт – между отвечающей за проведение выборов региональной властью и приоритетами силовых структур в рамках антикоррупционной кампании: центр не торопится очерчивать границы дозволенного между гражданскими и силовыми ведомствами; нет и признаков того, что правоохранители получат сигнал о снижении антикоррупционной активности, отмечают эксперты «Петербургской политики».

Еще одно противоречие – между логичностью большей части отставок и дефицитом публичного обоснования назначений. Вопрос о месте новых руководителей в предстоящей кампании и о наличии у них необходимых для этого навыков так и остался открытым, констатируют аналитики.

Политолог Александр Пожалов указывает, что сейчас губернаторам-менеджерам из центра, рассматривающим работу в регионе как плацдарм для возвращения в Москву, будет проще и политически выигрышнее проводить оптимизацию региональных финансов и преференций льготникам и местным группам интересов, чем «местным» губернаторам:

– Это уже не про президентские выборы, а про выборы в регионах 2018–2019 годов (и, кстати, про то, почему Кремль вряд ли решится радикально смягчать пресловутый муниципальный фильтр, сколько бы рабочих групп ни создавалось).

Межбюджетные отношения уже не успеют отразиться на результатах президентских выборов. К тому же, перед выборами регионы получают от Москвы два краткосрочных «пряника»: реструктуризацию бюджетных кредитов и дополнительные дотации из центра или налоговые платежи от госкомпаний, в которые некоторые новые губернаторы успешно конвертируют свой статус «федерального назначенца».

Наконец, губернаторы старой волны заинтересованы обеспечить высокий результат кандидата Кремля, чтобы и самим удержаться в кресле, и на мажорной ноте договариваться с новым правительством о дальнейшей конфигурации межбюджетных отношений.

Что же касается прямых конфликтов с силовиками, то их большинство новых губернаторов пока удачно избегают либо используют антикоррупционные разбирательства для чистки прежних команд и муниципальных элит.