Дискуссия об отмене санкций ЕС вряд ли приведет к практическим результатам

Экспертное сообщество анализирует перспективы отмены антироссийских санкций со стороны ЕС в свете недавнего заявления  генерального секретаря Совета Европы Турбьёрна Ягланда.  По словам большинства аналитиков, это мнение отражает трансформацию политических настроений: Европа постепенно осознает  необходимость диалога  с признанием ситуации де-факто, то есть с учетом крымского вопроса.

 Совет Европы (в данном случае устами генсека) посылает сигнал западным странам, что не от этой организации должны исходить перемены, поскольку это прерогатива национальных политических элит и евроатлантических организаций – НАТО и ЕС.

При этом эксперты отмечают, что  российское участие принципиально важно для Совета Европы не только по бюджетным соображениям, но и в связи с тем, что Россия вносит достаточно серьезный вклад в деятельность этой организации по ряду важных направлений.  

«Politanalitika.ru» напоминает, что Россия с 2016 года не направляет необходимые для аккредитации своей делегации документы в Парламентскую Ассамблею Совета Европы (ПАСЕ), так как в 2014–2015 годах российских парламентариев лишили права голоса на сессиях и возможности участвовать в работе уставных органов Ассамблеи из-за позиции по Крыму. Москва неоднократно высказывала предложения по выходу из кризиса, в том числе идею закрепить документально недопустимость введения санкций в отношении национальных делегаций. Пока Ассамблея никаких шагов в этом направлении не предприняла.

В конце июня этого года глава МИД РФ Сергей Лавров уведомил генсека Совета Европы о решении российской стороны — одного из основных плательщиков — приостановить уплату части взноса в бюджет СЕ за 2017 год до восстановления в полном объеме полномочий национальной делегации в ПАСЕ. При этом Москва заявила, что продолжит выполнять свои обязательства, взятые ранее по конвенциям Совета.

Заместитель директора Центра европейских и международных исследований, политолог Дмитрий Суслов  допускает возможность  смягчения европейских санкций в связи с тем, что по факту эти санкции не работают: 

– Всё большее количество политических партий и даже руководителей европейских стран выступают за отмену или смягчение санкций.  В том числе за это выступали ХСС в Германии, который в блоке с ХДС, и свободные либеральные демократы, которые вышли из переговоров по правящей коалиции. То есть тема на повестке дня. Связано это с тем, что европейцы страдают от санкций и контрсанкций, и очевидно для всех, что ограничения не действуют так, как предполагалось с самого начала.

Вторая причина этих обсуждений – политика США и фактическое прекращение согласованной и общей санкционной политики Запада в отношении России. Здесь переломным моментом стало принятие американского закона от 2 августа, против которого выступили многие страны ЕС. После этого говорить об общей политике в отношении России нельзя. И более того: если новые американские санкции будут применены, то они затронут и европейские компании, поскольку носят экстратерриториальный характер. Иными словами, впервые встал вопрос о том, что американцы будут вводить санкции в отношении европейских компаний. Это тоже подстегнуло дискуссию о смягчении санкций.

Третий сюжет – это инициатива Путина о размещении миротворцев на Донбассе. Россия продемонстрировала, что выступает за реализацию минских соглашений, в то время как Украина саботирует их выполнение. И это тоже всколыхнуло экспертное мнение.

В любом случае, полной отмены ожидать не стоит в обозримой перспективе, поскольку часть санкций касается Крыма, а это нереализуемо никак, в течение вообще неопределенного времени. Невозможно, чтобы Россия вернула Крым Украине, и крайне маловероятно, что в ближайшее время европейцы снимут в одностороннем порядке введенные санкции и согласятся с тем, что Крым – законная часть РФ.

Я не думаю, что новая волна обсуждений быстро повлечет за собой реальные действия. Этого не будет, потому что это стало бы мощным политико-дипломатическим поражением ЕС и перечеркнуло бы всю ту политику, которую они проводили в отношении России с 2014 года. Парадигмой этой политики является то, что Россия не права, что она нарушила международное право, территориальную целостность Украины и за это должна отвечать. Если ЕС смягчит санкции, это станет серьезным ударом по репутации Брюсселя (несмотря на признание того, что эти санкции неэффективны). Изменения возможны на горизонте полутора-двух лет,  если не произойдет дальнейшей эскалации конфликта на Украине.