Будущее через призму основ протестантизма и консервативных ценностей православия

В конце октября – начале ноября 2017 года ряд российских политиков и деятелей Церкви выступили с заявлениями, носившими отчасти идеологический характер. Эти заявления были приурочены к торжественным мероприятиям, проходившим в российской столице.

На праздновании 500-летия Реформации в Доме Пашкова 31 октября 2017 года заместитель главы Администрации Президента России Сергей Кириенко подчеркнул заслуги протестантов для российского общества, особо отметив то обстоятельство, что присущие представителям этой конфессии качества «крайне важны для достижения успеха в современном мире».

1 ноября 2017 года на XXI Всемирном Русском Народном Соборе спикер Государственной Думы Вячеслав Володин в своем выступлении назвал пять базовых ценностей, которыми, в частности, должен руководствоваться российский парламент. «Семья, вера, сплоченность, Родина. И конечно — справедливость, недостаток которой может вносить в общество раскол, создавать почву для деятельности революционных маргиналов и, в конечном счете, разрушать, казалось бы, незыблемые устои государственности». Высшей задачей власти Вячеслав Володин назвал консенсус по главным вопросам. «Высшая миссия власти … искать общественные компромиссы по спорным темам, их решения, не допуская перерастания в серьезные проблемы», — заявил спикер. При этом, по его словам, необходимо учитывать «мнение широких слоев общества — людей с разными культурными традициями и разных вероисповеданий».

На открытии Собора выступил и Святейший Патриарх Кирилл, который рассказал о своем видении образа будущего и той отечественной элиты, которая будет способна вести Россию к такому будущему. «Я думаю, образ будущего — это образ народа и образ элиты, достигших взаимодополнения. Элиты и народ должны быть нераздельным и единым началом. Элита — не те люди, кто поднялся выше народа. Настоящая элита — те, кто принял на себя ответственность за судьбу страны, кто отождествляет личные интересы с национальными и государственными интересами».

В какой мере в этих различных высказываниях просматриваются отголоски старого русского спор западников и славянофилов или, если говорить по-современному, либералов и консерваторов? Или не следует придавать совпадению празднования юбилея Реформации и проведения Всемирного Русского Собора большого значения?

Свою позицию на этот счет Политаналитике изложил православный публицист, ведущий телеканала «Царьград» Егор Холмогоров:

— Для меня заявление Сергея Кириенко — немного загадочное, потому что 500-летие протестантизма имеет по касательной отношение к России. Есть широко известная теория Макса Вебера о том, что протестантские ценности лежали в основе капиталистической предпринимательской этики. Но в 20-е годы XX века, вскоре после появления на свет этой его работы «Протестантская этика и дух капитализма», теория Вебера была практически опровергнута Вернером Зомбартом, который доказал, что сами по себе протестантские ценности к развитию капитализма вести не могли. Не больше, чем католические.

Что касается протестантизма, то совершившаяся 500 лет назад идейная революция в значительной степени ответственна за нынешнее состояние Европы. Поскольку Лютер поставил в центр человеческой жизни разум отдельного человека, но не мнение Церкви, не традицию Вселенских Соборов, то спустя полтысячелетия заложенная им конфессиональная традиция оказалась бессильной перед лицом наступления мировой толерастии, культуры гей-парадов и однополых браков. Исключение начало ставиться выше нормы, подобно тому, как сам по себе Лютер и был таким исключением в монашеском мире католицизма. Я думаю, что протестантские ценности для нашего общества не очень актуальны. Наверное, мы могли бы найти некие точки соприкосновения с консервативными протестантами Северной Америки, однако пока отношения с ними довольно прохладные.

Что касается заявлений духовных и светских руководителей на Всемирном Русском Соборе, то Егор Холмогоров подчеркнул, что и представители власти, и предстоятель русского православия обозначили четкую антиреволюционную позицию в том, что касается оценки событий 1917 года, большевистской революции. Они не стали играть в двусмысленные игры, говоря о том, что у каждой стороны имеется своя правда. По мнению публициста, Володин ясно обозначил, что революция – это деструктивный, разрушительный и кровавый способ достижения политических целей, что даже если цели (такие, как достижение социальной справедливости) — сами по себе благие, революция никак не приближает общество к их осуществлению. Большевики хотели улучшить положение крестьян, но вместо этого пришли к их раскулачиванию и массового истреблению.

— Важно, что это прозвучало с самой высокой трибуны, — подчеркнул Холмогоров, — важно, что один из первых лиц государства сформулировал в противоположность революционному кредо те национальные ценности, на которых должна строиться Россия. Ценности веры, семьи, Родины, сплоченности и справедливости. Это важные ценности, те ценности, которые лежат в основе нашего общества, культуры, менталитета и образа жизни.

Вместе с тем Егор Холмогров обратил внимание и на слова Святейшего Патриарха Кирилла о том, что триада Французской революции 1789 года внутренне противоречива: там, где есть свобода, там нет равенства, и наоборот:

— Патриарх также завил о том, что, если мы не будем воспитывать свой народ, его будет воспитывать кто-то другой; если мы не будем опираться в развитии своей культуры, своего образования на свой собственный, русско-цивилизационный способ мышления, он будет искажен иными влияниями. Я думаю, что в словах Патриарха заключена хорошая консервативная программа на будущее. Важно, что люди, которые имеют колоссальное значение для нашего общества, сходятся в том, что образ будущего должен созидаться за счет утверждения консервативных, традиционных ценностей.