«Свои обязательства надо выполнять!» – президент потребовал разобраться с коммерческими долгами регионов

Российские власти всерьез озаботились проблемой региональных долгов. Владимир Путин поручил правительству принять меры для снижения объема коммерческой задолженности регионов до уровня не более половины их собственных доходов. По словам президента, тем регионам, которые к 1 октября превысили этот показатель, должен быть предоставлен целевой кредит из федерального бюджета на погашение части их рыночного долга.

«Мы идем на такой шаг в исключительном порядке», — заметил Путин, подчеркнув, что в дальнейшем такие субъекты Федерации не смогут рассчитывать на долгосрочные бюджетные кредиты.

Глава государства заявил, что объем рыночного долга регионов составляет 1 трлн рублей. «Сегодня этот так называемый рыночный долг составляет почти половину госдолга субъектов РФ — более триллиона [рублей], — отметил он. — При этом у некоторых регионов он существенно превышает весь годовой доход, а еще у 11 — половину собственных доходов. <…> Важно найти решение для субъектов РФ, имеющих не только бюджетные, но и значительные рыночные долги». «Очевидно, что при таком уровне долговой нагрузки регионы не смогут эффективно решать задачи развития», — считает он.

Президент напомнил о договоренности запустить до конца 2017 года программу реструктуризации долгов субъектов России. «В результате они смогут направить освободившиеся средства на развитие экономики, инфраструктуру, социальную сферу, на повышение качества жизни и доходов граждан», — подчеркнул Путин.

По его словам, правительству предстоит «самым внимательным образом» посмотреть на регионы, которые должны погасить бюджетные кредиты в этом квартале. «Свои обязательства нужно выполнять, нужно над этим работать», — подчеркнул Путин.

На этой же встрече глава Минфина Антон Силуанов доложил главе государства, что уровень поддержки регионов для решения проблемы их долгов, которую нужно оказать в 2017 году, может составить 60 миллиардов рублей. «Мы считаем, что оказание поддержки субъекта РФ для того, чтобы создать единые стартовые условия по коммерческой задолженности, лучше сделать в текущем году. Мы полагаем необходимым сейчас подготовить законодательство по исполнению Вашего решения, предполагаем, что объем кредитов, который необходим для выполнения поручения Вашего, чтобы коммерческая задолженность находилась на уровне не более 50% от собственных доходов, порядка 60 миллиардов рублей», — сказал Силуанов. «Мы такие предложения подготовим, будем работать с парламентариями, чтобы быстро их реализовать», — также заверил министр.

Между тем, думские единороссы еще в начале октября предложили создать совместную с правительством комиссию по проблеме несбалансированности региональных бюджетов, куда бы вошли представители всех фракций парламента.

Первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев назвал «горячей» проблему несбалансированности региональных бюджетов. Исаев напомнил, что на сегодняшний день долг регионов «в целом по России составляет 2 трлн 200 млрд рублей, что превышает треть собственных доходов регионов». По его словам, «эта цифра выглядит еще более удручающей, если посмотреть на долг отдельных субъектов». Так, отметил депутат, «50 регионов имеют долги, превышающие 50% их собственных доходов, у восьми субъектов долги превышают 100% их доходов». «Значительная часть этого долга — долг перед федеральным бюджетом», — пояснил парламентарий.

Он также подчеркнул, что недавно президент Путин принял «чрезвычайно важное и смелое решение о реструктуризации федерального долга, составляющего почти половину названной суммы». Данное решение, уверен депутат, «требует от регионов введения режима жесткой экономии, контроля за каждой используемой копейкой».

«Кроме того, регионы должны подписаться под правилом о том, что долги субъекта никогда не превысят треть его собственных доходов. Это решение позволяет в самые ближайшие годы высвободить 428 млрд рублей, которые смогут пойти на строительство школ и больниц, детских садов, на реализацию инфраструктурных проектов. И мы ждем активного включения всех регионов в эту программу», — подчеркнул первый заместитель руководителя думских единороссов.

Более того, Исаев обратил внимание на поручение президента, данное в конце сентября правительству и парламенту, найти решение проблемы обслуживания коммерческих долгов субъектов, оформленных либо в виде прямых займов в коммерческих банках, либо в виде коммерческих векселей и облигаций. «До 13% средств региональных бюджетов сегодня уходит на обслуживание коммерческих долгов. Даже не на погашение того, что регион должен, а просто на выплату процентов банкам. Эти деньги ждут в школах, на стройках, ждут молодые люди, готовые открыть самостоятельный бизнес. В самые кратчайшие сроки нам нужно разработать программу по реструктуризации и этого долга», — заключил депутат.

У экспертов есть свой вариант решения проблемы. Они предлагают перераспределить налоги между федеральным центром и регионами, а также слить экономически слабые субъекты с более сильными. По мнению специалистов, это позволит укрепить доходную базу региональных бюджетов и, в конечном счете, снизить объем госдолга.

При этом аналитики еще весной обратили внимание на то, что совокупный дефицит бюджетов российских регионов впервые за несколько лет начал снижаться. Во многом этому способствовала жесткая политика федерального центра в части замещения коммерческих кредитов бюджетными.

Тем не менее, как отмечают экономисты, серьезными проблемами для регионов остаются увеличение доходной базы, низкий уровень финансового управления на местах и лоббистская деятельность коммерческих организаций, не желающих терять «выгодных заемщиков» в лице субъектов.

Согласно данным исследования Российского экономического университета (РЭУ) имени Г. В. Плеханова, по итогам 2016 года с положительным сальдо был исполнены бюджеты 29 регионов РФ. В числе лидеров — Москва, Башкирия, Тюменская область, Дагестан, Чечня, Ингушетия. При этом с дефицитом были исполнены бюджеты 57 субъектов РФ. Наиболее сложная ситуация наблюдается в Хакасии, Ненецком автономном округе, Костромской области, Мордовии, Удмуртии.

С другой стороны, после 2012 года и до 2015 года в силу ряда факторов государственный долг субъектов вырос более чем в два раза, достигнув около 2,5 трлн рублей. По официальной статистике, в апреле этого года он составляет около 2,3 трлн рублей. Еще около 350 млрд рублей — это муниципальный долг, который нельзя математически просто сложить с государственным долгом субъектов РФ, но фактически это тоже дополнительные долговые обязательства регионов.

По словам экспертов, регионы нуждаются в более стабильной доходной базе. Дело в том, что основной доходной статьей бюджетов регионов сегодня является налог на прибыль, общая ставка которого составляет 20%, из которых с этого года 3% поступают в федеральный бюджет, 17% отдаются в регионы. Эксперты предлагает передать субъектам некую долю (1–2 п. п.) от налога на добавленную стоимость (НДС) при сохранении централизованного администрирования этого налога.

В качестве альтернативного варианта решения проблемы неравенства бюджетов эксперты предлагают и более радикальные меры — слияния и поглощения субъектов, причем территориальные границы останутся неизменными, поясняет кандидат экономических наук, доцент, сотрудник факультета математической экономики, статистики и информатики РЭУ им. Г. В. Плеханова Александр Тимофеев. «Можно объединить (или подчинить) более слабый регион с сильным. Распределение средств при этом происходит в пользу лучшего, а двойная отчетность, возможно, усилит исполнительность по обязательствам», — говорит эксперт.

В арсенале регионов не так много способов получения заимствований для латания бюджетных дыр, считают эксперты. Реально таких инструментов три, а именно: кредиты коммерческих банков, бюджетные кредиты и выпуск ценных бумаг. В условиях высокой ключевой ставки и вообще высокого уровня инфляции очевидно, что кредиты, выдаваемые коммерческими банками, оказались слишком дорогими для регионов, говорят специалисты.

Наиболее распространенным способом реабилитации для регионов до последнего времени оставалось привлечение бюджетных кредитов под минимальную ставку 0,1% годовых. Преимущества перед коммерческими кредитами очевидны: банки готовы выдавать регионам средства под большой процент — до 20% годовых, однако «рентабельность» регионов не позволяла гасить такого рода кредиты и только глубже загоняла их в долговую яму. Политика замещения коммерческих кредитов бюджетными дала эффект. Однако до идеала еще очень далеко.

Предложения оценивать деятельность глав регионов исходя из степени зависимости региональных бюджетов от федеральных дотаций звучат уже не первый год, однако воплощение на практике озвученные ранее концепции находят только сейчас. Эксперты уверены, что кардинальных изменений возможно достичь только благодаря и налоговой, и бюджетной реформам, так как искусственно созданные конструкции такой системы эффективности могут не соответствовать возможностям региона.