«Рейтинг законотворцев» по итогам весенней сессии Госдумы 7-го созыва

Фонд ИСЭПИ совместно с Центром содействия законотворчеству представил новый «Рейтинг законотворцев».
В исследовании проанализированы основные тренды весенней сессии Госдумы 2017 года. Приведенная статистика показывает, что реформа законотворческого процесса в Госдуме 7-го созыва, призванная повысить качество «входящих» инициатив и воспрепятствовать образованию новых «законодательных завалов» из заведомо непроходных проектов, приносит первые результаты.
И хотя весенняя сессия 2017 года длилась дольше, чем аналогичная сессия Госдумы предыдущего созыва, в текущем году депутаты внесли почти в 1,5 раза меньше собственных законопроектов. 313 депутатских законопроектов против 471 в весеннюю сессию 2016 года. Количество «отбракованных» инициатив, внесённых депутатами с нарушением регламента или отозванных ими ещё до рассмотрения, упало почти в 5 раз по сравнению с показателями прошлого созыва. Наоборот, почти в 2 раза выросла доля совместных законопроектов, которые уже на стадии внесения получили поддержку нескольких фракций либо были внесены депутатами Госдумы совместно с членами Совета Федерации или заксобранием региона, который представляет депутат.
Одной из важных особенностей нынешнего «Рейтинга законотворцев» является то, что, помимо анализа трендов законотворческой работы нижней палаты парламента и топ-50 депутатов первого полугодия 2017 года, в исследование включен отдельный рейтинг работы депутатов-новичков за весь первый год работы Госдумы 7-го созыва (с октября 2016 года по июль 2017 года). Также данный рейтинг включает в себя анализ эффективности работы депутатов по освещению принимаемых законов в социальных медиа.

Основные результаты рейтинга в интервью Политаналитике прокомментировал, один из авторов, директор по исследованиям Фонда ИСЭПИ, политолог Александр Пожалов:

— Основным результатом исследования является наглядное подтверждения того, что меры по повышению качества законотворческого процесса¸ которые принимались руководством Госдумы с начала работы 7 созыва, уже в ходе весенней сессии начали действовать. Это видно по статистике первого полугодия.
Бросается в глаза несколько ярких тенденций. Очень резко снизилось количество забракованных депутатских инициатив, то есть тех законопроектов, которые не соответствуют регламенту и которые совет ГД рекомендовал вернуть автору, или которые сами авторы отзывали, осознав, что они недостаточно проработаны. Приостановка внесения подобных законопроектов — одно из условий для того, чтобы ГД уходила от имиджа «бешеного принтера». Потому что СМИ очень часто обращали внимание на самые эксцентричные и скандальные инициативы, многие из которых даже не доходили до рассмотрения нижней палатой.

Второй момент, который стоит приветствовать и в направлении которого следует развивать законотворческую практику – увеличение доли совместного законотворчества. В первом полугодии выросло и количество межфракционных законопроектов, и постепенно растет доля законопроектов, которые вносят депутаты вместе с сенаторами или вместе парламентами того или иного региона, который представляет депутат ГД. Наличие такой более широкой поддержки у законопроекта – признак его проработанности, признак большего консенсуса вокруг этой инициативы. Такого рода инициативы имеют больше шансов на то, чтобы быть принятыми. Или хотя бы идеи, которые содержатся в таком совместном законопроекте, могут быть дальше инкорпорированы в другие законопроекты. К идеям депутатов, которые оформлены как совместные с верхней палатой парламента или с другими фракциями, больше внимания у законодателя и исполнительной власти в плане поиска возможностей их внедрения в практику.

Еще одна тенденция. Мы помним, что по итогам первой сессии Госдумы 7 созыва многие наблюдатели критически оценили то, что очень небольшое количество депутатов отметились законодательной работой, и в осеннюю сессию доминировало законотворчество министерств и ведомств. Тогда более 70% принятых законопроектов были связаны с правительством, а депутаты внесли небольшое число инициатив. Мы уже тогда предполагали, что это может быть связано с переходным характером осенней сессии. Половина Думы – это новички, впервые оказавшиеся в федеральном парламенте, одномандатники искали свое место в коридорах законодательной власти, выстраивались новые регламентные требования и новые правила законотворчества.
Сейчас, по итогам полноценной весенней сессии, мы видим, что доля активных депутатов от общего числа депутатского корпуса вернулась в обычное русло. В прошлом созыве 2/3 депутатского корпуса выходили с законодательными инициативами, сейчас около 280 депутатов отметились законодательными инициативами. С учетом того, что количество вносимых депутатами законопроектов падает за счет более тщательной их подготовки, это значит, что здесь основная часть депутатского корпуса работала продуктивно.
Ждать того, что все 450 депутатов будут фонтанировать законопроектами – не стоит, потому что у депутатов есть разделение. Главы комитетов более активно вовлечены в доработку и согласование законопроектов с правительством ко второму чтению, чаще используя свое право законодательной инициативы вносить поправки на этой стадии. Для многих оппозиционных депутатов основной целью является политическая работа в парламенте, то есть использование парламентской трибуны для программных заявлений, продвижения партийного бренда. Депутаты-одномандатники — еще одна особенная категория, для них зачастую более важна работа в регионе и продвижение интересов своей территории. А это может не всегда находить выражение непосредственно во вносимых законопроектах. Учитывая все эти факторы, то количество депутатов, которые сейчас отметились на законотворческой стезе – можно считать вполне нормальным. Оно таким и должно быть.