ПОЖАЛОВ: Формат парламентских слушаний эффективен при решении социально-экономических вопросов

В Госдуме прошли слушания, посвященные проблемам обманутых дольщиков. Эксперты свидетельствуют, что они были беспрецедентными по охвату, конкретике и степени погружения в существо вопроса. Парламентские слушания посетили  более двухсот дольщиков, представители правительства, Центробанка, страховых компаний, строительной индустрии. 

Спикер Вячеслав Володин подчеркнул, что Госдума не может игнорировать беды людей. Решение проблем существующих обманутых дольщиков будет идти параллельно разработке законопроекта о создании фонда по защите вложений граждан в строительство, отметил политик. Он заявил, что парламент берет это под свой контроль и пообещал постоянный диалог с дольщиками, пока их проблемы не будут решены.  

Эксперты вновь (как и после слушаний о реновации) отметили ответственный, предметный разговор со всеми  вовлеченными сторонами, простыми людьми с их частными интересами и представителями правительства, министрами и отраслевыми группами, которые больше шести часов в тесной связке с депутатами и  гражданами прорабатывали разные аспекты проблемы, отвечали на вопросы и принимали замечания. Новый стиль работы Госдумы седьмого созыва уже становится привычен, но от этого не перестает удивлять наблюдателей.  

Директор по исследованиям Фонда ИСЭПИ Александр Пожалов в комментарии Политаналитике подчеркивает, что именно вторые слушания показали, сколь эффективен этот формат:

– Сам подход таких открытых слушаний, к которым привлекаются конкретные группы пострадавших граждан, или заинтересованные инициативные группы граждан, из разных регионов страны, он очень эффективен, и его можно всячески приветствовать и развивать. Мы видим, что такие слушания проводятся по социально чувствительным резонансным темам, которые волнуют большое количество людей – что реновация, это вопросы, которые связаны с судьбой своего жилища для москвичей, это вопросы обманутых дольщиков – очень болезненная проблема во многих муниципалитетах, во многих регионах. Это не обсуждение каких-то отвлеченных политизированных вопросов, это обсуждение конкретных социально-экономических проблем, с которыми люди сталкиваются на земле здесь и сейчас.

Если отбор тем для следующих слушаний будет проводится по такому же принципу, то этот подход можно будет только приветствовать. Здесь сам формат полезен для граждан тем, что люди видят, как на практике происходит процесс рождения тех или иных законов. У нас большинство даже просвещенных людей, большинство активистов не совсем понимают, что нельзя взять и быстро решить какую-то конкретную проблему одним, даже самым правильным законом. И вообще процесс законотворчества носит длительный характер, требует согласования самых разных интересов, соотнесение с полномочиями разных уровней власти, с наличием бюджетных ресурсов, то есть это целая наука, искусство принятиясоответствующих законов. Но для людей важно то, что они на федеральной площадке под телекамерами, под личным контролем профильных и федеральных министров и спикера ГД озвучивают конкретный адрес, дают все фактическую информацию по своей проблеме, и это дает им надежду на то, что их проблемой инициативные группы, власти будут заниматься. Это не значит, что власти не будут заниматься проблемами других дольщиков, которые вчера не звучали, но те, которым вчера удалось этот вопрос обозначить, их всех выслушивали и по каждому из них параллельно давал ответ и федеральный министр по строительству, и региональный министр по строительству, и вице-губернатор.

Естественно, то, что удалось эти вопросы озвучить – это дает надежду на то, что власти попытаются решить проблемы. И по крайней мере парламент проконтролирует дальнейшее развитие этой истории. Этот формат тоже будет востребован у людей в регионах, которые попали в сложную жизненную ситуацию. Это еще один канал обратной связи  с властью, еще одна федеральная площадка, на которой эту проблему можно обозначить.

Еще важный момент заключается в том, что высокий уровень представительства исполнительной власти, которые приходят на думскую площадку и в течение шести часов работают вместе с депутатами и с инициативными группами жителей. На слушаниях по проблемам дольщиков был федеральный министр, на слушаниях по реновации  – вице-премьер Казак и мэр Собянин. Вчера в зале для заседаний было много вице-губернаторов. На мой взгляд, к теме обманутых дольщиков можно подключить  глав регионов. Думаю, это не последнее мероприятие по теме.

Высшим чиновникам приходится лицом к лицу общаться с обеспокоенными гражданами, которые имеют пачку документов,   пошагово рассказывают все проблемную историю, историю своих объектов. То есть это не демагогия, это люди, которые уже много лет занимаются своей проблемой, ее проработали и наверное не менее компетентны в поисках путей их решения, чем чиновники регионального уровня. И этот разговор лицом к лицу – это тоже плюс, это полезно. Поскольку одно дело, когда в разных рабочих группах с присутствием чиновников разного уровня прорабатываются вопросы и дальше докладываются наверх премьер-министру или губернатору о том, что вопрос решен.

Другое дело, когда это происходит на независимой площадке ГД, в присутствии самих людей, которые могут, в том числе, и в разговоре с министром опровергнуть информацию от его подчиненных о решении вопроса,  что проблемы какой-то части дольщиков в предлагаемом решении не учтены. Это важно для того, чтобы решение было всесторонним, и на выходе устроило все стороны.

Другое дело, что нужно отдавать себе отчет – вчерашние слушания формально были посвящены принятию нового законопроекта, который не решает проблему уже существующих обманутых дольщиков. Он направлен на недопущение появления обманутых дольщиков в будущем, а те люди, которые были приглашены были обмануты в прошлом. У них нет избыточных иллюзий, что этот закон разом должен решить их проблемы, но они получили надежду на то, что по их случаям будут искать точечные решения.

Если бы все свелось только к обсуждению законопроекта, то интересы обманутых дольщиков опять бы остались за кадром. Очень правильно, что их туда позвали, практически половина зала были представители разных городов. Если на слушаниях по реновации это была чисто московская тема, и там было внутреннее столкновение между сторонниками реновации и противниками, то здесь обычные люди выступали единым фронтом, в попытке сдвинуть региональное чиновничество с места, которое по тем или иным причинам не может решить их проблему, или иной раз даже стремиться закамуфлировать проблему.

Вчера Госдума Дума выступала в двух ипостасях.  – обсуждала будущий закон, и выступила как модератор, определяющий рамку проблемы. Она заявила о себе как о площадке  для поиска решения проблем. Здесь нужно упомянуть создание рабочей группы под очень высоким представительством, под руководством руководителя парламентской фракции ЕР Васильева – это и подключение партийного ресурса, и вовлечение в эту работу всех оппозиционных фракций.

Вопрос касается многих регионов. Это приведет к тому, что депутаты-одномандатники, или депутаты-списочники, избранные от региона, будут теперь с особым контролем заниматься этим вопросом, в том числе, работая у себя на территории. Здесь не только выслушали и разошлись, но очевидно, что дальше будут заниматься дорожными картами по разруливанию проблем на отдельных объектах, я думаю, что при участии депутатов этот процесс будет идти. Это добавляет оптимизма дольщикам.

Формат парламентских слушаний эффективен именно для тех законопроектов или проблемных вопросов, которые имеют непосредственное отношение к жизни и быту людей. Это социально-экономическая повестка, в том числе, протестная проблематика. Потому что обманутые дольщики – эта категория очень сплоченная в регионах, они завсегдатаи в митингах, в том числе и на акциях Навального. И в этом смысле вполне адекватно решение перенести диалог с улицы (где решение найти сложно) в стены парламента, где люди с успехом решают конкретные проблемы.