НИКОЛАЕВ: В вопросе обманутых дольщиков необходим общественный контроль

В Госдуме в понедельник прошли парламентские слушания, посвященные формированию законодательных механизмов защиты прав и законных интересов участников долевого строительства. В них приняли участие более двухсот дольщиков из 18 субъектов России. При этом, по статистике Минстроя, таких людей насчитывается более 2,5 миллионов по всей стране. На слушаниях присутствовали также представители правительства, Центробанка. 

Главной мерой для обеспечения гарантий дольщикам является идея создания государственного специального компенсационного фонда, покрывающего риски граждан по договорам долевого участия при строительстве жилья в случае невыполнения застройщиками своих обязательств. Первое чтение законопроекта, регулирующего деятельность такого фонда, состоялось в Госдуме 14 июня. 

Комитет нижней палаты парламента по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям обратил внимание на серьезные недоработки законопроекта, требующие устранения ко второму чтению, в части непрозрачности использования средств фонда, слабого контроля за его управлением, отсутствия механизма контроля за застройщиками. Также неясны требования к размеру отчислений в фонд.

Помимо этого, не затронутым в первом чтении законопроекта остался важный вопрос, разрешения которого ждут сотни тысяч граждан. Это проблема уже обманутых дольщиков – тех, кто на сегодняшний день вложил деньги в строительство, но остался без жилья. Эти люди ждут помощи государства.

Все эти вопросы обсуждались в ходе выступлений участниками нынешних парламентских слушаний. По мнению одного из участников дискуссии, председателя Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николая Николаева, целью законопроекта является создание атмосферы доверия и надежности: 

– Долевое строительство должен сопровождать механизм, который дает возможность людям покупать жилье по доступным ценам, а застройщикам привлекать длинные и дешевые деньги, которые позволяют реализовывать новые проекты жилищного строительства. О его сегодняшней актуальности говорят цифры: дольщики вложили в строительство более 4,5 триллионов рублей, на которые было построено более 12 тысяч многоквартирных домов общей площадью более 110 миллионов квадратных метров. Но существующая система гарантирования этих сделок – обязательное страхование ответственности застройщиков — показала свою неэффективность.

Я напомню, что президентом в 2016 году было дано поручение создать государственный фонд, который гарантировал бы безопасность вложений наших граждан – участников долевого строительства.​

Для защиты интересов будущих дольщиков и принимается указанный законопроект. Однако эксперты нашего комитета увидели в его тексте положения, которые не гарантируют избежание нарушений прав граждан, и, более того, открывают новые возможности для злоупотреблений при распоряжении собранными средствами. За прошедшие после первого чтения десять дней была проделана большая работа, и нам уже удалось договориться с правительством по целому ряду позиций. Фонд будет создан в форме публично-правовой компании, а значит, подпадать под действия соответствующего федерального закона. Это означает прозрачное принятие любых решений, подконтрольность деятельности компаний Счетной палате, проведение внутренних и внешних контрольных процедур.

Мы также договорились о том, что привлечение застройщиков для достройки замороженных объектов будет проходить только через конкурсы. Однако, нам пока не удалось получить ответы на одни из самых главных вопросов – во-первых, сколько это будет стоить? И, во-вторых, все ли застройщики получат доступ к этой гарантийной системе? Все эти вопросы, надеюсь, будут устранены в ходе совместной работы при подготовке законопроекта ко второму чтению.

Но наболевшей и нетерпящей отлагательств для решения проблемой остается вопрос уже существующих участников рынка долевого строительства – граждан, перед которыми застройщики не выполнили своих обязательств.

К сожалению, на практике у нас нет даже официальной объективной картины масштаба бедствия. Нет единого реестра объектов незавершенного долевого строительства. Все отдано на уровень регионов. Конечно, регионы должны решать проблемы, возникшие на территории. Но это не значит, что Федеральное Министерство должно занимать лишь позицию наблюдателя. Настало время переходить к активным действиям.

Для более детальной и эффективной работы по решению проблемы обманутых дольщиков в Госдуме, по предложению Вячеслава Володина, будет создана рабочая группа, первое заседание которой состоится уже в июле. В ее заседании примут участие сами дольщики, представители комитетов-соисполнителей законопроекта и фракций Госдумы. Возглавит рабочую группу руководитель парламентской фракции «Единая Россия» Владимир Васильев.

В соответствии с распоряжением правительства, все регионы должны через месяц разработать планы решения проблем обманутых дольщиков. Но для того, чтобы отслеживать, когда будет реально достроен тот или иной дом, наш комитет предлагает использовать опыт работы по программе расселения аварийного жилья, ядром управления которой стала единая информационная система, где была указана подробная информация о каждом регионе, о каждом доме, где можно было увидеть все документы и фотографии аварийных объектов. Такой открытый подход дает возможность эффективно задействовать механизмы общественного контроля.

Имеет смысл сформировать единую информационную систему, в которой возможно объединить все региональные «дорожные карты», которые, в свою очередь, должны быть приняты каждым регионом как официальная региональная программа, с конкретными целевыми показателями и сроками исполнения. При этом исполнение таких программ должно включаться в оценку эффективности работы региона и Министерства.

И конечно, нам необходимо сформировать публичный реестр недобросовестных застройщиков – не просто перечисление компаний – банкротов, как это происходит сейчас. Важно в такой реестр помещать информацию о учредителях и руководителях таких компаний, чтобы впредь эти люди не могли работать на рынке долевого строительства и вновь привлекать средства граждан.