Вопросу конституционной реформы в России уже много лет

Депутат от КПРФ Владимир Бортко внес в Госдуму законопроект «О Конституционном собрании РФ». Как отмечается в пояснительной записке, в основе представленного закона лежат переработанные законы о конституционном собрании, которые были внесены во втором и третьем созывах Госдумы.

Законопроект определяет порядок внесения предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации; порядок созыва и деятельности Конституционного Собрания: порядок принятия решений Конституционного Собрания, включая порядок принятия новой Конституции Российской Федерации.

Законопроект Бортко произвел эффект разорвавшейся бомбы. Эксперты гадают, кто и зачем подсказал депутату эту идею (если, конечно, отвергнуть допущение о личной инициативе режиссера). По мнению аналитиков, в случае одобрения законопроект запускает процедуру создания новой Конституции.

Действующий главный закон страны, принятый в декабре 1993 года, дает такую возможность президенту, Совету Федерации, Государственной думе, правительству страны и региональным парламентам. Правда, если это не касается статей, где прописаны основы конституционного строя. Об этом гласит статья 134. Но и основы можно поменять, пишет пресса. Для этого есть 135-я статья, которая предусматривает создание специального органа – Конституционного Собрания. И для легализации этого органа нужно согласие трех пятых от общего числа членов Госдумы и Совета Федерации. Именно это предлагает депутат Бортко.

По мнению коммуниста, нынешний Основной закон никуда не годится: «Нынешняя Конституция написана либералами, в ней наложено табу на установление ценностей на уровне государства, а вместо них там присутствует только странно выраженная фраза – “общечеловеческие ценности”, что для Конституции, мягко говоря, маловато». Также в Основном законе страны «никак не определено место русского народа». «Хотелось бы изменить преамбулу Конституции и вставить туда хотя бы упоминание об этом народе», – подчеркнул Бортко.

Поднял он и такую проблему, как указание в Конституции на то, что международные законы имеют превалирующее значение над внутрироссийскими, что, на его взгляд, неверно. «Всё это достаточно серьезная необходимость для изменения Конституции», – считает депутат. Он подчеркивает, что это исключительно его позиция, и называет свой законопроект только первым шагом. А его пожелания по новой Конституции – это уже следующий документ.

Эксперты отмечают, что, скорее всего, это действительно личная инициатива Бортко: законопроект написан добротно, хотя отдельные его нюансы и показывают, что финишную шлифовку в Государственном правовом управлении Кремля он, похоже, пока не проходил. Но все-таки не исключено, что с его помощью власть пускает, так сказать, пробный шар.

Глава Центра содействия законотворчеству, д.ю.н., проф. Вадим Виноградов напоминает, что Конституция предусматривает специальный конституционный закон о конституционном собрании, и он до сих пор не принят.

«Надо понимать, что этот конституционный закон требуется для того, чтобы не просто внести ординарные текущие изменения в Конституцию при необходимости, а для того, чтобы пересмотреть ее, т.е. изменить принципиальные, базовые нормы — основы конституционного строя, – говорит эксперт. – Думаю, что пока вопрос о пересмотре основ конституционного строя не стоит. Вместе с тем, потенциальная задача, которая могла бы быть решена при соответствующем пересмотре Конституции, — это изменение состава и наименования высших органов государственной власти и названия видов субъектов Российской Федерации, потому что все это перечислено в первой главе, а она не может быть изменена в общем порядке. Чтобы изменить любое из ее положений, необходимо принять новую Конституцию».

По мнению Виноградова, с точки зрения юридической техники, если Конституция предусматривает такой закон, то он должен быть. Но с политической точки зрения, его принятие, а тем более целесообразность его дальнейшего использования остается под большим вопросом.

Другие эксперты отмечают, что Бортко не оригинален. До него к пересмотру Основного закона призывал, к примеру, лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Высказывались не раз о Конституции примерно в таких же выражениях и другие политики и эксперты.

Однако Бортко первым из них вспомнил об отсутствии механизма для таких изменений.
При этом эксперты напоминают, что в 2012 году тогда президент Дмитрий Медведев поручил своей администрации разработать проект федерального конституционного закона о Конституционном Собрании. Ответственным за выполнение поручения был назначен руководитель администрации президента Сергей Иванов. Спустя месяц он заявил, что подготовка этого законопроекта признана нецелесообразной.

Проекты закона о созыве Конституционного Собрания вносились в Госдуму трижды. В 2000 году появилось сразу два проекта: предложение группы депутатов, в которую входил нынешний спикер Госдумы Вячеслав Володин, и альтернативный вариант законопроекта от депутата от СПС, правозащитника Сергея Ковалева. В третий раз законопроект внесли единороссы в 2015 году. Все три проекта были отклонены.

Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин заявил «Независимой газете», что нынешняя Конституция практически полностью удовлетворяет власть, нарекания действительно вызывало лишь доминирование международного права над российским, но с этим уже вроде как справились. «Пока слухов о смене политической системы и государственного строя нет. Есть слухи о структурных изменениях в силовом блоке. Реформа же всей политсистемы – это ослабление государства и потеря контроля над ситуацией. А власти это не надо», – подчеркнул Мухин.