ЭКСПЕРТЫ: Защита прав потребителя – совместное дело государства и гражданского общества

Владимир Путин провел в Великом Новгороде заседание президиума Госсовета России по вопросу «О национальной системе защиты прав потребителей».   

Президент предложил разработать стратегию государственной политики в этой сфере, выразив уверенность, что задачи защиты прав потребителей невозможно решать «раз и навсегда» каким-то одним способом, так как они тесно связаны с развитием экономики и появлением новых товаров и услуг.

По мнению Кремля, новыми вызовами для национальной системы защиты прав потребителей являются развитие глобальных рынков товаров и услуг, активный переход потребительских правоотношений в он-лайн режим. Особо пристального внимания с точки зрения защиты прав потребителей требуют социально уязвимые категории населения: дети, люди пожилого возраста, инвалиды, которым в силу разных причин требуются специальные меры защиты.

Глава государства отметил, что защита прав потребителей, приобретающих товары через интернет, остается одной из важнейших тем. «Электронная коммерция стремительно растет, привлекая большим выбором товаров, лучшими ценами, удобством самих покупок. При этом на людей обрушивается лавина рекламы, далеко не всегда достоверной, — подчеркнул президент. — Нередко отсутствует полная информация о продавцах, исполнителях, компаниях, осуществляющих сбор заказов и их доставку; в таких случаях велика вероятность некачественных товаров и сомнительных услуг».

Владимир Путин также потребовал решить проблему микрозаймов, заводящих в «долговую спираль», обратив внимание на низкую финансовую грамотность многих из тех, кто берет небольшие ссуды. В свою очередь, по его словам, «среди кредиторов есть и такие, кто сознательно вводит людей в заблуждение, не объясняя им условия займа и не раскрывая всю цепочку возможных последствий». «В результате, большинство заемщиков практически неминуемо попадают в долговую спираль», — подчеркнул Путин.

По его мнению, в рамках реализации стратегии защиты прав потребителей необходимо вести широкую просветительскую работу, помогать людям самим разобраться в ситуации. При этом  не может быть и речи о региональном протекционизме в рамках поддержки своих производителей. Более того, президент убежден, что граждане лучше защищены там, где экономика открыта и конкурентна, где производители и продавцы стремятся привлечь людей выгодным соотношением цены и качества.

Директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов  выделяет тезис о  том, что власть должна на всех уровнях помогать людям понять, что государство защищает права потребителей, как и другие базовые права:

– Государство гарантирует своим гражданам защиту их прав, в том числе и как потребителей. Президент сделал акцент на том, что часто люди просто не понимают этого, и поддавшись на подчас манипулятивную рекламу, совершают необдуманные поступки. Как пример были приведены микрозаймы. Но мысль Владимира Путина шире, как мне кажется. Мысль в том, что с одной стороны людям надо объяснять их права, чтобы они не попадались на удочку мошенников или не участвовали в условно потенциально опасных схемах, а с другой стороны, гражданам надо объяснить, что даже если это произошло, надо отстаивать свои права законным методом. А инструменты для этого есть. Это и законодательство, которое совершенствуется. Это и непосредственная работа. Например, партии власти. У «Единой России» есть специальные партийные проекты: «Школа грамотного потребителя», «Народный контроль».

По мнению политолога Виктора Мараховского, основная идея в том, что  государство берет на себя ответственность за качество отношений покупателей и продавцов:

– Если мы вспомним значительную часть протестов последних лет (начиная от валютных вкладчиков и заканчивая таксистами), то нельзя не обратить внимания на то, что все их участники апеллируют к государству.  Фактически, речь идет о том, что государства в сфере защиты прав потребителей слишком мало, и люди зачастую оставлены один на один с серьезными проблемами.

И в этом смысле я бы выделил тезис Путина о микрокредитах. Ни для кого не секрет, что  время от времени нуждающиеся в оборотных средствах граждане попадают в кабалу к микрофинансовым организациям, чья деятельность приобретает эпические масштабы. По сути, это неприкрытое ростовщичество. И в цивилизованной стране подобное можно рассматривать как нелепые пережитки уже позапрошлого десятилетия.

Полагаю, что нам пора расстаться с этим сомнительным финансовым институтом. И если итогом Госсовета станет только прикрытие подобных лавочек, это уже можно расценивать как большую победу потребителей и здравого смысла.

Не могу не отметить, что микрофинансовые организации – это только часть обширной отрасли по легальному обману потребителей. Начиная от экстрасенсов, которые выманивают у старушек деньги,  заканчивая многочисленными сектами. Саму индустрию « относительно легального отъема денег у населения», как говорил Остап Бендер, нужно прикрывать. Кремль дает сигнал, что он вплотную взялся за проблему.

Отмечу, что требуемые законы уже написаны. Госдума делает многое для борьбы с различными злоупотреблениями в потребительской сфере. Но парламент не является исполнительным органом власти. А у нашей исполнительной власти есть такая черта: настоящую работоспособность она проявляет только в кризисной ситуации. Не случайно у нас самые действенные ведомства сейчас – это МЧС и МО. Для того, чтобы комплексно решить некую проблему, необходим внешний импульс. Хочется думать, что нынешний Госсовет станет таким импульсом для исполнительной власти.

Член экспертного совета Фонда ИСЭПИ Алексей Зудин тоже рассматривает выступление президента как призыв к действию:

– У нас уже существует законодательство, защищающее права российских граждан как потребителей; есть  различные организации, механизмы и процедуры, которые могут быть использованы и уже используются для защиты этих прав. Все дело в том, чтобы, во-первых, начал синхронно действовать весь госаппарат, и, во-вторых, чтобы он действовал активно.

Здесь есть реальная проблема. Бюрократическая реакция на подобного рода призывы со стороны первого лица российского государства очень часто выливается в различного рода акции по информированию и повышению самосознания граждан. Это легко встраивается в различного рода отчетности по проведению мероприятий. Провели тематические семинары, галочку поставили, отчитались, все хорошо. Между тем, главное здесь – перевод  преимущественно информационной активности в практическую плоскость.

Вторая проблема – это проблема оперативности. Да, государственная машина зачастую запаздывает с реакцией на даже вопиющие примеры и нарушения прав российских граждан как потребителей (и вообще их гражданских прав в самых различных областях). И дело не в нехватке каких-то законов. Они-то как раз есть. Речь идет об отставании, иногда очень значительном, правоприменительной практики. Этот разрыв очень часто становится источником справедливого раздражения и недовольства со стороны общественного мнения. Его необходимо на порядок сократить.

Здесь мяч у полевых игроков. Я имею в виду региональные организации «Единой России», ее местный актив, прессу, которая на самом деле первой должна сигнализировать и очень часто сигнализирует о подобных историях. Мяч на стороне структур ОНФ и региональных общественных палат, которые реально способны действовать.

Необходимо всей этой государственно-общественной машине начать перестраиваться на оперативную работу в автономном режиме, когда для реагирования на нарушения прав потребителей и граждан не требуется дополнительных стимулов сверху, не требуется призывов президента, а вполне достаточно самих фактов. Президент призвал к тому, чтобы и госструктуры на местах, и политические партии, и активные граждане в полной мере использовали тот потенциал и те возможности, которые у них есть.

Слово сказано, теперь очередь дела. И это дело не может быть только государственным. Это совместное дело государства и гражданского общества.