ЭКСПЕРТЫ: Слаженная работа Кабмина и Госдумы способствует социально-экономическому развитию страны

Российская макроэкономика в порядке, страну с таким маленьким долгом еще поискать. Это основная мысль премьер-министра Дмитрия Медведева, отчитавшегося перед Госдумой за работу правительства в 2016 году. 

Глава кабинета умеренно оптимистичен: Россию не пугают санкции, она конкурирует на рынках и научилась использовать ситуацию в свою пользу, а к концу года может вернуться в категорию государств с инвестиционным рейтингом. Несмотря на предсказания зарубежных стран о катастрофе в российской экономике, прогресс видят даже те, кого трудно заподозрить в симпатиях к Москве, сказал премьер. 

 Глава кабмина заявил, что нацбезопасность, реализация инфраструктурных проектов и «вложения в человека» будут приоритетами нового бюджета России.  Медведев заверил, что правительство в ближайшее время сформулирует позицию по возможности индексации пенсий, прежде всего, работающим гражданам, и нужно еще раз проверить, сколько для этого потребуется средств. По словам премьера, власти предпринимают все усилия и изыскивают дополнительные ресурсы, чтобы добиться повышения зарплат россиян, в первую очередь, тех, кто работает в сфере образования, здравоохранения и культуры.

Кроме того, глава кабмина напомнил, что оборонно-промышленный комплекс (ОПК) первым оказался в условиях санкций и давления, поэтому именно с этой сферы начался процесс импортозамещения. Не исключено и введение запрета на ввоз части зарубежной продукции в сфере ОПК для поддержки российского производства, а также субсидирование кредитов.

Медведев по просьбе депутатов высказался и о предстоящих в 2018 году выборах президента. По его словам, политическая борьба в гонке будет серьезной, но не нужно превращать ее в войну, поскольку от популизма и спекуляций выиграют лишь те, кого не заботит жизнь России. Он заявил, что главный политический запрос общества — стабильность и справедливость.

 Эксперты отметили, что выступление Медведева содержит точечные позитивные сигналы относительно будущих шагов правительства. При этом эксперты не отметили в речи председателя правительства каких-то указаний на президентские амбиции, но выделили отношение Медведева к политическим процессам вокруг предстоящих президентских выборов; в то же время, некоторые эксперты считают, что этот вопрос для предстоящей избирательной кампании не актуален, но не исключают такой возможности в будущем. Отметили они и готовность Медведева к сотрудничеству с Госдумой, что неудивительно, учитывая его статус лидера партии «Единой России». 

Политолог  Антон Хащенко в комментарии для Политаналитики называет доклад Медведева весьма содержательным по всему спектру вопросов: начиная от экономики, и заканчивая международной повесткой:

–   Если говорить о политических вещах, нужно отметить, что  Госдума и кабмин выходят на новый уровень взаимоотношений – это укрепляет обе ветви власти. Как пример — поддержка идеи «Единой России» по ликвидации ведомственного лоббизма в законотворчестве, когда отдельные министерства пытаются выйти на депутатов и напрямую продавить свои инициативы, обойдя  стадию экспертного обсуждения.  Сам факт того, что правительство четко понимает тупиковость этого пути, очень важен для всех.

Достаточно мощные посылы были в социальном блоке: обещание довести МРОТ до уровня прожиточного минимума, озвученное желание сохранить программу материнского капитала, плюс дополнительные программы, стимулирующие рождение первенцев. К этому надо приплюсовать планы, связанные с ликвидацией очередей в детские сады и школы.

В экономическом блоке – акценты на то, что никто никакие в 2017 году налоги повышать не будет. Интересна инициатива о введении инвестльготы в виде понижения налога на прибыль на 5% для тех предприятий, которые вкладываются в реконструкцию, модернизацию производства, оснащение высокотехнологичным оборудованием. Я думаю, это существенная мера поддержки нашего бизнеса, который занимается модернизацией. Заявления о поддержке производителей сельхозтехники, по-моему, там 13,7 миллиардов субсидии, которые уже ушли процентов на 50. Такие адресные вещи чрезвычайно важны.

Я бы еще выделил тему апартаментов и лофтов, которая требует  какой-то законодательной работы. Сегодня пробелы там существуют и это очень неудобно для тех, кто эти лофты покупает.

На самом деле, очень широкое было выступление, с развернутыми ответами, с пониманием того, куда правительство двигается.  Часть озвученных тезисов прямо смыкалась с партийными проектами «Единой России», которые, в свою очередь, являются ответом на так называемые «майские указы» президента Путина.  При этом я не могу сказать, что исполнительная и законодательная ветви власти сращиваются. Нет, идет вполне конструктивная работа, правительство и «Единая Россия» критикуют друг друга. Речь о том, что в рамках позитивной повестки, выработки консолидированных решений, которые, так или иначе, влияют на развитие экономики, на социальную сферу, на внутриполитические процессы – вот в этих вопросах правительство и Госдума за последнее время резко подняли качество взаимодействия.

Медведев  является не только председателем правительства, но и председателем партии парламентского большинства. Логично, что партия требует, предлагает, инициирует и рассчитывает на поддержку своих инициатив от правительства, которое возглавляет ее лидер. Ничего странного в этом нет, это нормальный демократический процесс.

Доктор политических наук, политолог Ростислав Туровский в комментарии нашему порталу  отмечает, что у формально социально-экономического выступления Медведева был ярко выраженный  политический контекст:

– Глава Кабмина выступил и ожидаемо, и грамотно, сделав акценты на том, что можно считать достижениями правительства под его руководством. Учитывая предвыборный год, ставка была сделана на аргументы, с помощью которых можно было бы подчеркнуть стабилизацию социально-экономической ситуации, и наличие потенциала для оптимистического развития. В частности, это и акценты на таких вопросах как сокращение бюджетного дефицита, невысокий и не растущий уровень безработицы, неплохая ситуация с резервным фондом. Медведев стремился подчеркнуть, что под его руководством правительство смогло стабилизировать социально-экономическую ситуацию в стране, несмотря на кризис и санкции.

В социальной политике ситуация тоже неплохая,  есть заделы на будущее. Выступление с этой точки зрения можно признать политическим, поскольку в нем политически правильно были расставлены акценты. Доклад Медведева в Госдуме не сопровождался жесткой полемикой, что свидетельствует о  наличии определенного взаимопонимания и между ветвями власти.

Примечательно, что тот вопрос, который привлек внимание СМИ и был связан с шельмованием Медведева со стороны оппозиционера Навального, он не имел отношения к жесткой критике  правительства. А вот основная часть выступления Медведева, связанная с  социально-экономической политикой,  полемики практически не вызвала. Это не исключает дальнейшей критики кабмина со стороны оппозиционных партий. Конструктивные замечания –  дело обычное. Но обсуждать так называемые «расследования» смысла не имеет, поскольку эти вопросы не относятся к деятельности правительства как такового.

Между думским большинством и руководством российского правительства есть элементарное взаимопонимание и со временем оно растет. Острые публичные конфликты между депутатским корпусом и министрами остались в прошлом. Отношения стали более конструктивными.  Это, несомненно, способствует экономическому развитию страны.